Борис Гребенщиков: "На баррикады я пошел бы... из любопытства"

   
   

Традиционным "Летним концертом" Борис Гребенщиков и группа "Аквариум" закончили многотрудный сезон, в котором они побывали в десятке стран и многих российских городах.

Русская душа

- Мы завязали с концертами и едем в студию записываться, - поделился БГ ближайшими планами.

- А отдыхать?

- Что вы называете отдыхом? У меня слишком много интересной работы, о которой можно только мечтать. Отдых - это когда есть возможность на досуге писать то, что хочется.

- "Аквариуму" уже 36 лет, а многие творческие люди говорят, что за десятилетия задор писать проходит...

- Слава Богу! Вы представляете, если б они все писали, какой был бы ужас? Кто бы все это читал или слушал?

- Как-то вы признались, что у вас никогда не возникает ощущения триумфа.

- Возникает, когда, например, сидишь в студии и что-то получилось. Триумф очень кратковременный, 2 - 3 минуты. Но это и не должно быть долгим, иначе можно сбрендить.

- Знаю, что в этом сезоне вы особенно много гастролировали за рубежом...

- Категорически не понимаю, о каком "рубеже" речь? Я не знаю, что такое граница. Граница одна - между культурой и бескультурьем. Чем Венгрия отличается от Тверской области, я с трудом себе представляю. Ну, другой язык, но люди-то все равно люди. Когда мы говорим "за границей", у нас работает советское сознание: вот - мы, изолированный соцлагерь, и вот - весь остальной мир. Боюсь, что это представление - корень нашей ущербности, потому что мы считаем: то, что у нас в деревне - только нам и нужно, поэтому и стараться ни к чему, наши и так съедят. А в случае чего можно сослаться на загадочную русскую душу. Оркестр нестройно играет, книга плохо напечатана - значит, загадочная русская душа. Я думаю, что это не загадочная русская душа, а брак.

- Вы испытываете неудоб.ство, когда видите русских вне России?

- Как правило, они ведут себя нескромно. Что делать, людей не воспитывают, люди не хотят воспитываться.

- А выступая перед студентами Университета, вы их воспитываете?

- У меня нет ни малейшей потребности воспитывать, просто я считаю унизительным для любого горожанина, что все явления искусства - платные. Мне кажется, студенты имеют право на бесплатное, и артисты имеют право выступать бесплатно. Для них это должно быть почетно. Вот в течение трех лет я ломился в Университет: "Мы хотим сыграть бесплатно", а они говорили - у нас занят зал, или еще что-то. Когда в конце концов все это организовалось, выяснилось, что за аппаратуру нужно платить нам, потому что у них ничего нет. Мы решили эту проблему. И я предупреждаю все вузы Петербурга и Москвы, что мы хотим играть бесплатно. Пригласите нас!

Чудотворные иконы

- Пополняется ли ваш список чудотворных икон?

- Конечно. Считаю, это стыдно, что за все время советской власти одному только музыканту пришло в голову выяснить, где у нас есть чудотворные иконы. С 1914 года никто из церковных людей этого не сделал - позор.

- Сами вы когда-нибудь ощущали чудо?

- Нужно быть слепым, глухим и полностью лишенным соображения, чтобы не замечать, как высшая сила нам всем помогает, каждому без исключения. Но большая часть людей слепа, глуха, плохо соображает и ничего не замечает. Без Божьей помощи никто из нас не прожил бы и часа.

- А с пороками боретесь?

- Зачем бороться, я ими наслаждаюсь. Вот я курю, но кто сказал, что это грех? У греческих монахов просто считается, что курение - это слабость.

- Вы были на Святом Афоне?

- Нет, там девушек нет.

- Какая философия сейчас вас увлекает?

- По-прежнему индийская. А вы можете назвать какую-нибудь другую? Я другой не знаю, потому что индийская на 11 тысяч лет старше всех остальных.

- Вас упрекают, что пишете слишком сложные тексты.

- Вот вы когда-нибудь пробовали читать "Откровения Иоанна Богослова"? Сложно? А почему мои тексты должны быть проще?

"Газпром" - озоновая дыра?

- Вы считаете Петербург культурной столицей?

- Кто я такой, чтобы это определять.... Но в пользу культурной столицы говорит тот факт, что у нас есть Гергиев и еще много кого, тут большая концентрация творческих людей. В Москве, как мне кажется, все в большей степени ориентированы на рынок, у нас - на само искусство.

- Волнует ли вас сохранность города?

- А что случилось?

- Будто сами не знаете: разрушают старые дома, скоро вознесется башня "Газпрома".

- Вот если мы с вами будем обсуждать озоновую дыру: можно ли сказать, что волнения по поводу термической ситуации на земле являются значительной частью наших ежедневных забот? Так какая разница между башней "Газпрома" и озоновой дырой? И там и сям мы ничего не можем изменить. Волнение по этому поводу сродни онанизму, то есть сам себя тешишь и говоришь - о, какой я социально интегрированный. Но толку - никакого. Не пора ли трезво взглянуть на вещи?

Власть, бизнес - это мы и есть. До тех пор, пока мы говорим, что они - это "загадочные звери", с нами и делают что хотят. Пора понять, что власть - это плоть от плоти нас самих. И никто против нас ничего не замышляет, потому что мы никому не нужны. Нет врагов, которые хотят нас уесть. Представления о них - это паранойя, признак неразвитого, дремучего сознания.

- Но облик города может быть испорчен.

- Вы, журналисты, можете что-то изменить? Так кто же может? Если никто, какой смысл махать руками? От башни "Газпрома" не отвертеться, потому что у "Газпрома" больше денег, чем у города. А мы живем в обществе, где деньги решают все. И нет смысла делать вид, что это не так. Если "Газпром" построит башню - пускай.

Если бы можно было Петербург озеленить, не срубать парки, а наоборот - убирать дома и сажать на их месте деревья, - вот было бы замечательно. В Лондоне до сих пор помнят человека, который в XIX веке отстоял парки. Просто некоторым градоначальникам деньги нужны сейчас, поэтому деревья идут под топор, а иным хочется, чтобы их помнили, и они разбивают парки.

- Как вы относитесь к концертам на Дворцовой?

- Я себе представляю, что Дворцовая площадь для чего-то другого существует. Не очень понимаю такие мероприятия. Но с другой стороны, может, Полу Маккартни и не поместиться в меньшее пространство.

- А если бы вас позвали выступить на Дворцовой?

- Я бы отказался. Зачем? Я был на многих больших концертах, и никогда там не испытывал радости от музыки. Предпочитаю ходить в маленькие залы и испытывать радость.

- Есть ли что-то, ради чего вы пошли бы на баррикады?

- (После долгого раздумья.) Любопытство...

Смотрите также: