Блокада глазами писателя: «Ежедневно умирают от голода 3-4 тысячи человек»

«Утром выпил стакан воды и съел кусочек хлеба со спичечную коробку. Днём в обед - тарелку супа из вермишели. Вечером чашку кофе и опять спичечную коробку… тьфу, не коробку, а кусочек хлеба величиной с коробку...» © / Татьяна Швецова / Коллаж АиФ

Александр Иванович Августынюк родился 30 октября 1908 года в Вильно. Инженер по образованию, во время войны он работал в Финляндском отделении ОЖД, организовывал движение по Дороге Победы. После войны служил ревизором по безопасности движения, а затем стал корреспондентом газеты «Гудок». Написал несколько книг о железной дороге. 

   
   

22 июня 1941 года

Утро, ярко светит солнце, широко распахнуты окна. Ничего не предвещает плохого, я одеваюсь. Вдруг голос диктора по радио: «В 12 часов будет выступать товарищ Молотов!» Кричу жене, чтобы вернулась обратно. И тут мы услышали страшную весть о войне. По-прежнему светит солнце, но на душе темно. Что будет впереди?

20 августа

Пытался попасть в Гатчину к матери и отчиму. Видел, как сыпали немецкие самолеты бомбы на беззащитный город, как он обстреливался из пушек. Около меня разорвался снаряд.

Я уцелел, но при падении порезал руку стеклами. Мать и отчим сидели в подвале и отказались идти со мной в Ленинград. Мама была нездорова. Уехал последним поездом, стоял на площадке вагона и плакал. Мне казалось, что я потерял мать, считал себя подлецом.

23 августа

Счастье - мама с отчимом пришли из Гатчины! Командование Красной армии настояло на уходе остатков жителей, и вот они здесь. По дороге подверглись пулеметному обстрелу с неприятельских самолетов, но уцелели. Моя жена, Туся, получила комнату на улице Дзержинского (в настоящее время - Гороховая. - Ред.). Я здесь бываю через день и через день у мамы в Финском переулке, дом 10.

24 ноября

Пошел шестой месяц войны с Германией. За окном, совсем близко, раздаются взрывы, гибнут люди. Позавчера около Финляндского вокзала видел несколько разорванных осколками людей... Ленинград имеет страшный вид. Витрины магазинов прикрыты громадными деревянными ящиками с песком или землей... На улицах темень такая, что едва различаешь встречного. Многие ленинградцы становятся на свои посты, на крыши, чердаки, лестницы! Это герои!

26 ноября

Вчера впервые за пять месяцев войны Туся пришла с ночного дежурства и была свободна. Она дежурила сутки, но я просил ее не спать и сходить в кино. Она согласилась. Сначала богато позавтракали. Достали маленькую коробку шпрот (прямо пир!), мама дала кусочек кровяной колбасы (в жизни раньше не ел бы), и каждый из нас выложил свой паек хлеба. Кушаем, а кругом лопаются снаряды. Но в кино пошли. Кинофильм «Маскарад» по пьесе Лермонтова - картина тяжелая.

   
   

Я очень худ. Физиономия ссохлась и бледно-зеленого цвета. Все время болят ноги. Устаю быстро. Туся тоже стала тоненькая и изящная, мешком сидит шинель. Но все же румянец на ее щеках бывает! Если будем живы - буду морить ее голодом, а то опять растолстеет! Так она мне нравится больше.

27 ноября

В 13 часов началась тревога, бомбы бросали близко от вокзала. Сыпались по 3-4 штуки сразу, так что комната сотрясалась. В бомбоубежище не ходил, надоело. В ногах слабость и тошно сидеть в подвале. В 17 часов пошел на Дзержинскую к жене. Ленинград опаршивел, улицы в снегу. Его не убирают. Нет дворников - почти все на фронте. Люди падают и расшибают лбы, ломают ноги...

Раздражает служба. От всей Октябрьской железной дороги осталось одно Финляндское отделение. И вот поток бумаг и заданий, который раньше предназначался всей дороге, пошел к нам. И начальство разное ездит и сидит у нас, так как делать им больше нечего. Задания явно дурацкие, они бесят и вызывают отвращение. Тонем в бумажном море по милости дураков из Управления дороги. Одолевает сонливость…

28 ноября

Голод! У меня слабость в ногах, иду и думаю только о еде. В мыслях колбаса, масло, сыр, хорошее мясо и прочие вещи. Их нет, и не знаю, когда будут! Утром выпил стакан воды и съел кусочек хлеба со спичечную коробку. Днем в обед - тарелку супа из вермишели. Вечером чашку кофе и опять спичечную коробку… тьфу, не коробку, а кусочек хлеба величиной с коробку. 

29 ноября

Пробовал у одного приятеля котлеты из собачьего мяса - болел живот! Кошек и собак на улицах не видно - поели их уже. Голодать уже нет сил.

Я, может быть, и выдержу, а что касается мамы - не знаю. Она чахнет на глазах.

5 декабря

Кошмарная жизнь! Трупы убитых за вчерашний обстрел свалены в кучу в багажной кладовой вокзала на пятой платформе. Разбитые головы, развороченные тела. Снаряды ложились у здания, где я работаю, и попадали в рядом стоящий жилой дом № 35 по улице Комсомола. 

9 декабря

Вечером варил для себя и Туси жмыховый суп. У мамы ел жмыховый суп. Утром и вечером - черный кофе и жмыховые лепешки. Это я считаю счастьем! Много людей пухнет от голода и умирает нередко прямо на улице. Видел эпизод, характеризующий бесстрашие ленинградцев. Осколком снаряда убило лошадь. В течение 20 минут люди под артиллерийским обстрелом ее освежевали, разрубили и растащили. Не осталось ничего!

13 декабря

Народ умирает от голода и гибнет от снарядов ежедневно сотнями... Трупы лежат прямо на снегу без могил, так как могильщики просят 5-10 кг хлеба. А где его взять! И лежат одинокие умершие, у кого нет родственников, незахороненные с октября месяца.

Я вечером принес жене обед. Как она аппетитно кушала. Сама ведь стала скелет скелетом.

17 декабря

У нашего соседа опухли от голода дети: мальчик 2 года и девочка 4 года. Сам он еле ходит, а жена лежит. Тоже опухла.

День прошел на работе незаметно. Получили по карточке пиво. Говорят, что средство против опухания. Будем пить. 

22 декабря

Решил пойти в театр. Тоня на работе, я один. Смотрел оперетту «Летучая мышь» в Музкомедии. Этот театр, как и все другие, не отапливается. Публика сидит в пальто и шапках: холодища собачья! С трудом досмотрел, так как замерзли ноги. Однако, как ни странно, театр полон. 

24 декабря

Сегодня днем в поликлинику пришли двое мужчин. Один из них упал на лестнице, а другой у дверей, и оба умерли от истощения, не дойдя до врача.

В самой поликлинике лежали еще десять человек умерших.

И так каждый день.

Неожиданно прибавили норму хлеба. Это было громадной радостью. Клейкий, тяжелый хлеб, с примесью жмыха и соломы, на рабочую карточку вместо 250 г стало 350 г. Кто не знает жизни ленинградцев в эти дни, тот не поймет радости и ликования, которым объяты были люди по этому случаю!

Ежедневно умирают от голода 3-4 тысячи человек, которых негде хоронить, и они валяются в сараях, кладовых и на кладбищах. Заготовленные братские могилы быстро заполняются... Редеет Ленинград!

5 января 1942 года

Со вчерашнего дня чувствую себя очень плохо. В ногах свинцовая тяжесть, и чувство такое, будто передвигаешь ногами с привязанными к ним гирями. Ходил на Дзержинскую, потратил на это 2,5 часа. Чувствую, что полное истощение уже наступило. Еще неделю-вторую и я свалюсь где-нибудь под забором и сдохну, как это случается со многими тысячами ленинградцев ежедневно.

Как хочется жить!

У меня апатия ко всему и тяжелая тоска. Вспоминается мой маленький сыночек Вадик. Бедненький, его могилку, наверное, разорили.

22 марта

Вот уже две недели, как эвакуировались мама и отчим.

У меня цинга - страшно болят колени, а витамина С нигде не достать. На обеих руках девять страшных нарывов. Они получились от пустяковых царапин, которые раньше зажили бы сразу, а сейчас превращаются в громадные гнойные раны. Едва пишу - на руках толстые повязки. 

17 мая

Я поправился, паек стал намного лучше. Получил от мамы письма! Несчастный Макар Григорьевич (отчим) не выдержал тяжести и умер в дороге. Бедный, так и не дождался зелени и огородов, картошки особенно, о чем так мечтал. Еще один ни в чем не повинный человек, в числе миллионов погибший по злой воле людоеда Гитлера. Бедная моя мамуля уже в Вологде, у чужих людей, больная цингой. 

11 июля

Была зима, жуткий голод, отсутствие света и тепла. Много грязи и вшей. Гибель людей от голода и обстрелов. Герои-ленинградцы перенесли все!

И своими собственными руками очистили весь город от коросты страшной грязи и не допустили эпидемии. А теперь завели огороды! Во дворах домов, заводов, в садах и просто на улицах вместо газонов! Надо запасаться овощами! Ведь, может быть, придется жить еще одну зиму в блокаде. 

25 сентября

Давно не писал! Много работы, сплю по шесть часов в сутки. Обнаружил, что все мои труды на огороде пропали даром. Кто-то украл всю капусту. Жаль! А впрочем - раз украл - значит, съел, а раз съел - значит, жив остался! Черт с ним - все-таки свой - ленинградец. Хоть и вор!

18 января 1943 года

Блокада Ленинграда прорвана! Взяты Шлиссельбург, Синявино. На юге наши войска движутся к Ростову. Фрицы летят отовсюду, как пробки. Ленинградцы - самый героический народ в мире, ест хряпу, работает и даже не мерзнет. Нет дров! Ничего, зато есть деревянные дома! На Охте сносим целые кварталы, и черт с ним. Немцы построят каменные, а нам пока тепло!