Блог о путешествиях. Израиль. День третий

Татьяна Швецова / АиФ-Петербург

Масада – еще одно место, в котором должен побывать любой уважающий себя путешественник. Представьте себе – море, редкие плантации пальм на берегу, змеящееся шоссе, а над всем этим – красноватые горы. Многие говорят, что это место совершенно неземное, и это действительно так.

   
   
Ну вот, например, - чем не иллюстрация к «Марсианским хроникам» Рэя Брэдбери? Вид на побережье со скалы. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

Добавьте к этому испепеляющий зной (в наш приезд было жарче, чем обычно, поэтому над морем висело беловатое марево, и Иордана было не видно), яростное солнце, нереально синее небо и пропитанные памятью столетий развалины под ногами. Кстати, Израиль – одна из редких стран, где быстро привыкаешь мерить историю тысячелетиями и называть новоделом постройки двухсотлетней давности.

Итак, Масада. Не думайте, что это название как-то связано с Моссадом – политической разведкой Израиля. Оно происходит от ивритского «мецада» - «крепость». Это древняя крепость (I в до н.э.), построенная царем Иродом I Великим на вершине одной из скал Иудейской пустыни (450 м над Мертвым морем). Строил Ирод не на пустом месте - до этого здесь стояла крепость хасмонейского периода (167-63 гг. до н.э.). Сам Ирод, как известно, - противоречивая историческая личность, известная множеством  как полезных, так и жестоких деяний. Уже одно то, что по сей день можно услышать ругательное «ирод!», говорит о многом.

А ведь Ирод был далеко не единственным иродом, и дал начало династии Иродиадов. Его сын Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, жена Антипы – Иродиада, подговорившая свою дочь Саломею выпросить себе в дар за танец голову святого – отнюдь не пользуются любовью потомков. Ирод I отличается титулом Великий от наследников, и получил его за многочисленные заслуги перед своей страной: реконструкция Второго Храма, строительство и благоустройство крепостей, портов, амфитеатров, а также дальновидную хитрую политику и невероятную роскошь двора. О нем говорят как о порочном, коварном и жестоком человеке, истребившем почти всех Хасмонеев - священнический род, откуда происходила его (опять же казненная им) вторая жена Мариамна; отправившем на казнь двух собственных сыновей; вечно подозревавшем окружение в заговорах.

Ирод Великий (слева). Танец Саломеи (мозаика в Соборе Святого Марка (Basilica di San Marco) в Венеции. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

Однако обычно первое, что приходит в голову при упоминании его имени – избиение вифлеемских младенцев. Не утихают споры о реальности этого события. Ведь описывается оно только у Матфея, в других Евангелиях упоминания о нем нет. У Иосифа Флавия – знаменитого и авторитетного еврейского историка, жившего через 50 лет после описываемых событий, - также об этом ничего не говорится. Да и судите сами: одна из мотиваций 70-летнего царя – борьба с младенцем-конкурентом – мягко говоря, не совсем понятна. Ибо к его совершеннолетию (13 лет) Ироду было бы уже 83. Дата смерти Ирода также спорна. В одних источниках говорится, что он умер в 4 году до н.э. (то есть до рождения Христа), в других – во 2 году н.э. В общем, вопрос непростой, исследований в Сети много; я, например, нашла для себя много интересного и нового.

Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. Кодекс Гертруды (кон. X в.), Чивидале, Италия. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

Масада печально известна массовым самоубийством укрывшихся в ней повстанцев (73-74 г. н.э.). Крепость пала после трех лет осады римлянами, и начальник обороны Эл’азар бен Яир (кстати, правнук казненного Иродом Великим мятежника Иезекии) убедил защитников крепости умереть, но не сдаться врагу. Недаром Масада стала символом еврейского героизма и борьбы за независимость. Его пламенная речь в ночь падения Масады, записанная Иосифом Флавием со слов двух спасшихся женщин, - образец мужества и благородства, - убедила воинов убить сначала женщин и детей, а потом себя. Обо всем этом вам подробно расскажут экскурсоводы, и даже покажут фильм в местном кинотеатре.

Собираясь в крепость, обязательно возьмите воду, головной убор с широкими полями или козырьком, темные очки и побольше солнцезащитного крема, иначе рискуете упасть в обморок от обезвоживания и жары. Но то, что вы увидите и почувствуете, стоит того, чтобы немного потерпеть.

   
   

И еще одно. Если вы любите покормить птиц, прихватите корм. В крепости обитает множество скворцов, людей они совершенно не боятся.

На макеты крепости, размещенные в разных точках Масады, можно даже забраться верхом (слева). В библиотеке царя Ирода. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова
Вид крепости с самой высокой ее точки. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова
Полая стена, в которой можно было укрыться или для надежности засыпать ее песком при штурме. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова
Во внутренних помещениях сохранились мозаики (слева). Остатки одной из самых первых синагог. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

Обратите внимание на неровную черную черту. Все, что ниже ее – настоящее, выше – реконструкция.

Попасть в Масаду вы можете по канатной дороге, с которой сразу открывается захватывающий вид. Хотя в качестве альтернативы используется Змеиная тропа. Есть традиция – солдаты израильской армии на рассвете поднимаются по ней в гору и с первыми лучами солнца принимают присягу. Говорят, подъем занимает 45-60 мин, и это очень серьезное испытание, особенно днем.

Путешествие в подъемнике длится три минуты. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова
Так скала с крепостью выглядит со стороны шоссе. Кстати, с шоссе и специальных дорожек лучше не сходить ни под каким предлогом: море потихоньку высыхает и отступает, оставляя обманчиво твердую корку песка над пустотами. Она может внезапно провалиться и поглотить излишне смелого туриста. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

Недалеко от Масады находится Кумран - местность на сухом плато, где неподалеку, в пещерах, был найден тайник со знаменитыми Свитками Мертвого Моря. В период с 1947 по 56-й нашли около 900 свитков, содержащие библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы, а также литература кумранской общины. Предположительно здесь было поселение иудейской секты ессеев (ее история начинается в первой четверти II в. до н. э.), учение которых сходно с христианским. Во время раскопок было найдено много интересных артефактов.

Сохранившийся фрагмент стены поселения (слева). Одна из пещер, где были найдены свитки. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

В Кумране можно не только побродить по раскопкам, посетить местный магазин сувениров и украшений (кстати, весьма обширный), но и взять экскурсию в горы (даже на несколько дней) – по пещерам. Но здесь уже потребуется более серьезная подготовка, туристическое снаряжение и разработка маршрута. Про себя я решила когда-нибудь сделать это.

На этом мы простились с древностями и марсианскими пейзажами и отправились в Тель-Авив.

Есть старый анекдот:

- Исаак, как ты собираешься провести отпуск?

- Хочу объехать весь Израиль на велосипеде.

- Ну это после завтрака. А после обеда что будешь делать?

Так вот, это только кажется, что из одного конца страны в другой долго добираться. От Кумрана до Тель-Авива около полутора часов езды. Однако мы сделали еще одну остановку, и не зря.

Если вы будете путешествовать похожим на наш маршрутом, остановитесь у «Музея доброго самаритянина». Это один из крупнейших музеев мозаики в мире, и здесь вы сможете увидеть коллекцию мозаик, найденных в еврейских и самарийских синагогах, а также христианских церквях на территориях Иудеи, Самарии и Газы (большинство из них датируются I в. до н.э.). Часть экспозиции находится под открытым небом, часть - в помещении. Сам музей расположен на том самом месте, где, по преданию, произошла евангельская встреча с «добрым самаритянином». В византийскую эпоху здесь была воздвигнута церковь, но и в более ранние эпохи, начиная с древних времен, в этом месте жили и молились люди.

Фрагмент мозаики из синагоги в Газе (царь Давид в образе Орфея с надписью на иврите "Давид", слева). Часть размещенной под открытым небом мозаики из римской крепости в Дир Кала (справа).  Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова
Рядом с музеем – обычное современное шоссе. В голове не укладывается, что соединяет оно Иерусалим с Иерихоном, а местечко – библейское и носит древнее название Маале Адумим (Ma'ale Adumim).  Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

На этом наше чудесное путешествие на практически другую планету завершилось, ибо нас ждал Тель-Авив - крупнейший город Израиля, его экономический, деловой и культурный центр. Перед вселением в отель и поездкой на ужин в Старый порт (известный и популярный район города. Здесь огромное количество клубов, ресторанов, кафе и магазинов и нет жилых домов, поэтому вечеринки длятся порой до самого утра), мы успели выкупаться. Два моря за один день – это да! Такого я еще не испытывала.

Около восьми вечера. Береговая линия. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова
Пригревшийся у моря котик и закат из окна моего номера. Фото: АиФ-Петербург / Татьяна Швецова

Завтра пойдем гулять по улицам и рынкам Тель-Авива, будем учиться готовить шак-шуку (я пока не скажу, что это такое), а также попробуем напитаться духом (и не только духом J) ночного города. До встречи!

Смотрите также: