Про Рюрика ходит много легенд, одна другой фантастичнее - варьируются его происхождение, цель прихода, место и время смерти. Но по крайней мере в реальности этого исторического лица никто не сомневается, иначе откуда было бы взяться многочисленным Рюриковичам. А вот относительно его братьев, Трувора и Синеуса, ясности куда меньше.
А был ли Трувор?
В летописи сказано - и за нею это повторяют из века в век все историки - что пришел Рюрик с Синеусом и Трувором, и Рюрик сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Никаких следов пребывания варяга Синеуса на Белом озере на Вологодчине не обнаружено, но местное население в Синеуса верит. От Трувора остались две вещи: так называемый Труворов крест - огромный поклонный крест на городище, каменный исполин выше человеческого роста, и каменные же плиты с рисунками-"вавилонами" (лабиринтами), которые принято считать надгробными камнями самому Трувору. Ну и городище, естественно, тоже зовется Труворовым - мол, он тут жил и правил. Но некоторые скептически настроенные историки утверждают, что летописец неправильно понял иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика: "сине-хус" - это дом, т.е. родичи варяга, а "тру-воринг" - верная дружина. Так что под плитами с "вавилонами" если кто и лежит, то только не князь Трувор, который, по летописи, правил Изборском всего 3 года, а потом, как и Синеус на своей Вологодчине, отчего-то враз скончался, оставив братца Рюрика одного со славянами.
Как бы то ни было, но кто-то это городище создал, кто-то построил это поселение, которое, если подумать хорошенько, существовало задолго до Трувора, потому что он пришел ведь не на пустое место, а в Изборск. По легенде, сначала город назывался Словеном - по имени одного новгородца, основавшего поселение, а потом его переименовали в честь рано погибшего сына Словена Избора. А родился город, когда ближнего Пскова еще и в проекте не было.
Городище на "крюче"
Изборск по планетарным масштабам от нас недалеко - всего 30 километров от Пскова. Как и Старая Ладога, он имеет не слишком почетный статус деревни, впрочем, не признаваемый на бытовом уровне ни местными жителями, ни восторженными туристами. На том месте, где был Изборск-1 (основанный Словеном), сейчас раскинулось Словенское поле, а за ним, до Никольской церкви - Изборское кладбище. Город занимал территорию, ограниченную с одной стороны естественным обрывом к Городищенскому озеру, с другой - огромным оврагом, частично заросшим кустарником (по-псковски - "крюча"), с третьей и четвертой - естественным же понижением рельефа, который, возможно, и углубляли искусственно, поднимая город над всеми этими впадинами. Для романтически настроенных посетителей в месте пологого ответвления оврага даже поставлены деревянные ворота - вход в городище: добро пожаловать к Трувору!
Но обычно народ идет к Трувору через действующее кладбище. Кладбище, надо сказать, вылизанное и прибранное, на нем даже висят транспаранты: "Сделаем кладбище образцовым вместе!" Прямая дорожка выводит к упомянутому Труворову кресту, возле которого покоятся "вавилоны", а рядом стоит несколько безымянных, но отнюдь не древних крестов. Трудно сказать, кто удостоился великой чести лечь в землю рядом с князем, но, видимо, особы известные, раз в представлении не нуждаются. А за кладбищем на мысу городища над озером стоит дивная церковь - Никольская Городищенская. Ее формы говорят о седой древности, например, минаретообразный утонченный барабан без окошек, вытянутое, как корабль, тело и плоская псковская звонница. Выбелена церковь идеально, и на белом далеко чернеют необычные равноконечные кресты. К сожалению, отпирается это чудо архитектуры редко, внутри церковь совершенно пустая, и посетитель может только удовольствоваться своей лептой, бросив сквозь решетку окна без стекол монетку в церковную кружку.
Путинский захаб
Между городищем и крепостью находится еще одна достопримечательность Изборска. Это Словенские ключи. Люди, впервые идущие к ним, думают, что они просто увидят несколько родников с вкусной прозрачной водой. Но это не родники в привычном понимании слова - из скалы хлещут струи воды, как из брандспойта, и собираются в быстрый ручей, который водопадом стекает в озеро. Взрослые дяди и тети теряют свою солидность, снимают обувь и резво скачут по ледяной воде в облаке брызг и радуги. Даже православные экскурсанты, которые прибывают сюда, начинают раскрепощаться и вкушают языческой радости. Существует поверье, что испивший из всех подряд Словенских ключей получит богатство, счастье и здоровье. Попробовать хотят даже сомневающиеся.
Сама же крепость - это Изборск-2. Она стоит на Жеравьей горе, куда ее решено было переместить с Труворова городища в начале XIV века. Городище красивое, но не слишком защищенное, а с момента "переезда" крепости ее ни разу не сумели взять враги. Множество штурмов пережил Изборск, но ни одного поражения. Крепость на вид не очень разрушенная, но это результат кропотливой работы реставраторов, потому что после Северной войны, когда граница России отошла от Изборска, в крепости уже не было нужды и на нее не тратили денег. На плане ее между стенами и башнями дважды значится загадочное слово "захаб". Оказывается, это по-псковски двойная стена в крепости: противник забегает в одни ворота, думая, что он уже внутри, а там его поджидает вторая линия обороны, обычно куда грознее первой. Немецкий поэт Зухенварт, участвовавший в одной из осад Изборска ливонцами, в сердцах назвал его "железным городом". Потеряв оборонное значение, Изборск превратился в захудалый поселок, причем если в советское время на реставрацию крепости выделялись деньги, то теперь вся надежда на Путина. Он был в Изборске, ходил по его разрушающимся стенам и башням, пил из Словенских ключей. Теперь изборяне ждут: может, туристов станет больше? Они даже готовы на въезде в крепость соорудить музейчик типа "Здесь был Путин".