Корабли для кругосветки. Как появилось Охтинское адмиралтейство

«Новоманерные суда»

 Шведы основывали на Охте крепости, новгородцы брали их штурмом и стирали с лица земли. Скандинавы то отвоёвывали эти места, то опять уступали их русским воинам. Борьба продолжалась с переменным успехом до 1 мая 1703 года, когда комендант Ниеншанца Иван Аполлов, русский подполковник на шведской службе, окончательно сдал крепость войскам Петра Великого.     
   

Эти места играли стратегическую роль в развитии торговли с Европой. А небольшой полуостров, образовавшийся на правом берегу Невы при впадении реки Большая Охта, стал одним из центров отечественного судостроения. В 1721 году здесь появилась верфь, а год спустя открылась судостроительная школа, где голландские корабелы учили русских мастеровых премудростям создания морских и речных судов. 
Начав с постройки вереек - небольших деревянных судов, плотники быстро набирали опыт. В августе 1723 года Пётр, считавший развитие боеспособности российского флота одной из важнейших государственных задач, повелел «вереек в продажу и подряд никаких не делать, а делать швертботы и другие новоманерные суда». К концу XVIII века кроме речных гребных и парусных судов здесь строили крупные многопушечные парусные корабли. 

Адмиралтейство

Охтинские корабелы были талантливыми мастеровыми, прекрасно работали с деревом, им по силам были самые сложные плотницкие работы. Русскому флоту требовались более совершенные суда, способные выходить на океанские просторы. Поэтому докладная записка, составленная вице-адмиралом Павлом Чичаговым, в которой подчёркивалось выгодное расположение Охтинской верфи и предлагалось приступить там к созданию крупных кораблей, получила высочайшее одобрение.

 В июне 1806 года Морское ведомство выкупило территорию бывшей крепости Ниеншанц под новую верфь, одновременно был утверждён проект пяти новых фрегатских эллингов. К работе привлекли опытных мастеров корабельных дел. Верфь превратилась в Охтинское адмиралтейство. Построенные здесь суда отличались высокими мореходными качествами, прочностью, хорошими условиями для экипажа. Треть всех русских парусных кораблей, совершивших кругосветное плавание в первой половине XIX века, сошли со стапелей Охты. Здесь были созданы вошедшие в историю российского мореплавания и военного флота шлюп «Камчатка» , на котором совершил кругосветный поход Василий Головнин, шлюп «Восток»  - флагманский корабль Антарктической экспедиции Фаддея Беллинсгаузена, фрегат «Паллада», первым командиром которого был Павел Нахимов. 

В середине XIX века на верфи начали строить боевые корабли с механическими двигателями. На одном из них, миноносце «Свирепый», в 1905 году обходил строй восставших кораблей на Севастопольском рейде руководитель мятежных моряков лейтенант Пётр Шмидт. Корабль «Генерал-адмирал»  был первым в мире океанским крейсером с поясным бронированием. 

Яма 

Традиции судостроительного мастерства охтинских корабелов унаследовал «Петрозавод». Это имя верфь получила в 1913 году. До Великой Отечественной на заводе строились несамоходные суда, пассажирские катера, плавмастерские. В годы войны предприятие не было эвакуировано в тыл и ни на один день не прекращало работы даже в условиях блокады. Коллектив сумел организовать выпуск вооружения, боеприпасов, ремонтировал корабли Балтийского флота, строил тендеры и плашкоуты для эвакуации населения и доставки продовольствия по Ладоге.

   
   

После войны «Петрозавод» выпускал морские буксиры, технологическое оборудование для судостроения. В 90-х годах предприятие постепенно пришло в упадок и в 2001 году перестало функционировать. Территория была приобретена «Газпромом» для строительства делового комплекса «Охта центр». Этот проект был остановлен из-за протестов градозащитников, археологов и ЮНЕСКО. И сейчас на историческом месте у моста Петра Великого зияет огромный котлован.

 

Смотрите также: