Примерное время чтения: 8 минут
6779

От «Новика» до «Стерегущего». 5 знаменитых кораблей «Северной верфи»

Верфь была заложена как подразделение акционерного «Общества Путиловских заводов» для строительства судов военно-морского флота Российской империи. Предприятие пережило революцию, обеспечивало страну гражданскими и военными кораблями во время Первой и Второй мировых войн, не останавливало работу после перестройки. За свою историю верфь выпустила около 400 судов, а 14 ноября она отмечает 102-летие со дня своего основания. 

Последняя верфь императорского Петербурга

В начале ХХ века Путиловская судостроительная верфь считалась самой молодой в Санкт-Петербурге.

Возникшая в 1912 году как подразделение знаменитого Путиловского завода, она должна была возродить военно-морской флот России после страшных потерь в русско-японской войне.

Уже в мае 1910, разрабатывая план строительства верфи, правление общества Путиловских заводов стало осматривать прибрежные земли Финского залива.

В итоге для предприятия нашли изрезанный заводями на берегу залива участок. Верфь строилась в расчете на большие военные заказы, и в начале века считалась самой технологичной. В ее цехах получили рабочие места более четырех тысяч человек. 

В годовщину судостроительного завода SPB.AIF.RU рассказывает о пятерке самых знаменитых кораблей, созданных его инженерами и рабочими. 

Быстроходный «Новик»

Одним из первых в 1913 году из доков судостроительного предприятия вышел эскадренный миноносец «Новик», унаследовавший свое имя от прославленного крейсера, оборонявшего Порт-Артур в 1904 году. Корабль удалось построить на добровольные пожертвования обычных жителей Петербурга, чтивших память героев русско-японской войны. Они еще помнили горькое поражение России, и связывали большие надежды с новым головным кораблем будущей эскадры миноносцев. «Новиками» стали называть все корабли, построенные в 1913-1917 годах, и вошедшие в эскадру. А само слово «новик» сохранилось еще со времен Петра I. Так в XVIII веке называли молодых дворян, которых отправляли в далекую Европу овладевать сложной морской наукой.

"Новик" дал начало целому классу кораблей. Фото: Северная верфь

В сравнении с отечественными и зарубежными кораблями того же класса путиловский «Новик» обладал невиданной в те годы скоростью (более 37 узлов!) и был самым быстроходным кораблем в мире. На его вооружении стояла мощная артиллерия и торпеды. Русский эсминец по крайней мере на два десятка лет стал образцом для мирового кораблестроения. Входившие в эскадру «Новики» впоследствии были признаны одним из выдающихся достижений российского кораблестроения ХХ века.

Долгожитель «Волховъ»

Еще до запуска верфи, в 1911 году, Путиловский завод получил от Главного управления кораблестроения большой заказ на постройку нового спасательного судна для подъема затонувших подводных лодок Балтийского моря. И это было очень своевременно. В 1906 году Николай II издает указ, по которому подводные лодки в России стали самостоятельным классом кораблей. Уже к началу Первой мировой войны в стране их количество достигло 40.

"Волхов" исправно служит во флоте уже более века. Фото: Северная верфь

Созданием спасательных судов на Путиловском заводе руководил генерал-майор в отставке Густав Шлезингер. В строительном контракте было сказано, что все части корпуса и отдельных устройств должны производиться в России, а за границей можно приобрести только «материалы и предметы, входящие в состав спасательного судна и в России не изготавливающиеся», причем только с разрешения Главного управления кораблестроения.

Спасательное судно имело оригинальную конструкцию, состояло из двух корпусов, поэтому относилось к типу катамаранов. В годы Великой Отечественной войны оно было в боевом строю, его использовали как плавбазу для подводных лодок Балтийского флота.

В 1922 году судно переименовали в «Коммуну», и под таким именем оно до сих пор (уже более 100 лет!) служит, только теперь в составе Черноморского флота России.

«Ураган» - флагман советского надводного флота

Революция чуть было не прекратила историю завода. Предприятие было национализировано, и работы остановились на несколько лет. Судьбу верфи решило письмо инженера контр-адмирала Юлиана Шиманского, адресованное лично Иосифу Сталину. В нем контр-адмирал дал главе государства обзор судостроения, объяснил его роль в стратегической мощи молодой страны и перспективы на будущее. До сих пор считается, что этот небольшой рапорт сыграл историческую роль в возрождении отечественного судостроения. В середине 1920-х верфь ожила.

"Ураган" стал пионером советского судостроения. Фото: Северная верфь

В 1926 году заводу выдали заказ на разработку проекта первого советского боевого корабля — сторожевика «Ураган». Это судно стало первым в большой программе создания советского флота. Головное судно «Ураган» успешно прошло испытания и вошло в строй в 1931 году. Сторожевых кораблей класса «Ураган» было заказано 18, к началу войны удалось построить только 12 его одноименных «собратьев». Все они стали боевыми кораблями и принимали участие в Великой Отечественной войне. Для этого экипаж каждого увеличили до 70 человек, а само судно снарядили зенитным вооружением. Флагман серии сторожевых кораблей, «Ураган» уцелел в боях. Его списали лишь в 1959 году.

В годы Великой Отечественной войны верфь, носившая тогда название «Ленинградский судостроительный завод им. А.А.Жданова», ни на минуту не останавливала работу. Помимо кораблей выпускала мины и снаряды. А после ее окончания со стапелей завода по-прежнему выходили самые современные корабли военно-морского флота России.

Борт № 1 «Россия»

В 1973 году по личному заказу генерального секретаря Л.И. Брежнева на Ленинградском судостроительном заводе был построен правительственный теплоход «Россия». Его строили по проекту дореволюционного судостроения 1877 года. Новое судно было представительского класса и предназначалось для прогулочных рейсов по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным морским районам.

Корабль "Россия" предназначен для круизов и прогулок. Фото: Северная верфь

Его интерьеры были выполнены по мотивам народного творчества. В вестибюле главной палубы находился декоративный мозаичный цветник. Генеральный секретарь так ни разу и не походил по палубам судна. Зато очередной глава государства, Борис Ельцин, любил речную неторопливость и частенько путешествовал на нем по Волге. В 2004-2005 годах на «Северной верфи» была проведена модернизация теплохода, и после капитального ремонта первый правительственный борт вновь в строю.

Корвет «Стерегущий»

В память о миноносце, трагически погибшем возле берегов Порт-Артура 26 февраля 1904 года, в 2001 году на Северной верфи был заложен головной корвет «Стерегущий». В годы русско-японской войны на борту его знаменитого тезки погиб весь экипаж за исключением четырех человек, которые были ранены и взяты в плен. Два матроса, чьи имена до сих пор неизвестны, открыли кингстоны и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

"Стерегущий" - дань отечественной истории. Фото: Северная верфь

Современный корабль «Стерегущий» тоже войдет в историю. С его строительства началось возрождения российского судостроения и новая история создания кораблей для военно-морского флота России. Корабли его класса являются боевыми, способными решать различные задачи – от поиска и уничтожения подводных лодок до нанесения ракетных ударов по боевым кораблям противника и огневой поддержки десанта. «Стерегущий» был принят в состав ВМФ России в 2008 году и сейчас несет службу на Ленинградской военно-морской базе Балтийского флота.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах