21 сентября 1721 года по указу Петра I был заложен первый военный порт России на острове Новая Голландия. Эту дату принято считать и днем рождения самого острова в Адмиралтейском районе Петербурга. За 295 лет Новая Голландия претерпела множество изменений и прошла путь от складской территории до современного арт-пространства. SPB.AIF.RU собрал самые интересные факты о необычном острове, основанном Петром.
«Голландская» верфь
О названии острова в дельте Невы ходят разные легенды. Согласно одной из них, в первые годы после основания Петербурга территория вокруг Адмиралтейства была обустроена по принципу голландских верфей: здесь трудились выписанные царем из-за границы голландские судостроители, говорившие только на родном языке, а через Крюков и Адмиралтейский каналы проходили подъемные мосты на голландский манер. Из-за близкого расположения к Адмиралтейству появившийся остров так и стали называть Новой Голландией.
Складской остров
С появлением острова рядом с Адмиралтейством судостроение в городе стало развиваться в ускоренном темпе. Сразу же после основания в Петербурге происходили частые пожары. Зачастую огнем уничтожало стройматериалы и инструменты рабочих. Находчивый Петр I придумал хранить корабельный лес на Новой Голландии, поскольку пожар не мог затронуть окруженную водой территорию. Архитектор Иван Коробов возвел на острове склады, в которых и стали держать леса, инструменты и другие материалы для судостроения и ремонта кораблей. С тех пор корабельные леса в Петербурге больше не горели, а первый крупный пожар произошел на Новой Голландии лишь в начале XX столетия, после чего строения улучшили металлическими конструкциями.
Легенда о строительстве по памяти
Когда на Новой Голландии было решено обустроить склады для хранения леса, их проектирование и разработку фасадов поручили архитекторам Чевакинскому и Деламоту. Проект острова был одобрен самим Петром I, однако из-за неправильных расчетов специалистам не удалось воплотить чертежи в жизнь, и строительство на острове доверили инженеру Иоганну Герарду. Легенда гласит, что рассеянный Герард потерял чертежи Деламота и был вынужден застраивать Новую Голландию по памяти, с чем успешно справился. На самом деле это всего лишь историческая байка. Герард и правда потерял проект своего предшественника, по которому должен был работать, но вскоре в коллегии нашлась копия этих чертежей, выполненная рукой Чевакинского. Герард доработал существующий проект и застроил Новую Голландию.
Символ Новой Голландии
Хотя архитектор Деламот так и не смог лично осуществить свой проект оформления фасадов на Новой Голландии, символ острова создал именно он. Деламот придумал соединить высокие складские помещения Новой Голландии 23-метровым порталом с аркой в классическом стиле. Сооружение из кирпича и гранита было возведено со стороны Мойки. С тех самых пор величественная арка с протекающим под ней каналом стала главным символом острова и является одной из главных достопримечательностей Новой Голландии. Современники находят портал несколько таинственным, что добавляет ему привлекательности.
Недостроенный портал
Самой сложной частью застройки острова стало возведение портала Деламота. Гранитные блоки для колонн арки весили по 4 тонны, а для приготовления цементного раствора для них была даже изобретена специальная мельница. Портал строили целых семь лет, еще два года арку реконструировали, но проект так не был завершен из-за войны с Турцией. Стены арки даже не успели покрыть штукатуркой. По задумке самого Деламота, второй такой же портал должен был вырасти со стороны Крюкова канала, однако он тоже так и не появился. Несмотря на незавершенность, декорированные помещения на Новой Голландии были признаны одним из лучших примеров классицизма в русской архитектуре.
От тюрьмы до радиостанции
Новая Голландия была предназначен для складских помещений до середины XIX века, после чего остров отдавали для самых разнообразных нужд. В течение следующего столетия на острове размещались морская тюрьма научно-техническая лаборатория, опытовой бассейн и здание радиостанции. Во время Великой Отечественной войны строения на острове были серьезно повреждены немецкими снарядами, и реконструировать Новую Голландию удалось только в наше время.
«Дельфин» на острове
В конце XIX столетия в России была создана первая отечественная подводная лодка под названием «Дельфин». По воде лодка передвигалась с помощью бензомотора, а на глубине – благодаря аккумуляторным батареям. Испытания «Дельфина» проходили в секретной обстановке на острове Новая Голландия, где за работой подводной лодки следила специально созданная комиссия. После успешного прохождения испытаний на острове «Дельфин» участвовал в сражениях Русско-японской войны, а после этого на ее борту проходили учения молодых подводников.
Кусочек Петербурга в Севастополе
С легкой руки петербуржцев место с названием «Голландия» появилось и в Севастополе. Когда в началеXIX столетия в городе на берегу Черного моря было решено построить лесные склады, для возведения сооружений были приглашены матросы из Кронштадта. Построив складские помещения, столичные корабелы решили назвать местность по аналогии с петербургским складским островом. Так местность на северной стороне Севастополя и получила имя «Голландия». В настоящее время район очень популярен среди местных жителей для загородных прогулок.
Смотрите также:
- С 16 июня будет открыта Новая Голландия →
- Новую Голландию выставляют на конкурс →
- Жемчужина без тепла умирает →