Самый удобный, надежный и массовый вид общественного транспорта Санкт-Петербурга – метрополитен – ожидает очередной виток развития. Разговоры о том, куда и когда пройдут новые линии метро, все чаще и громче слышны в кабинетах Смольного. По последним данным, развитие метрополитена Петербурга под свой личный контроль взял сам губернатор города Георгий Полтавченко. Попробуем подвести некие итоги «пятилетки» и разобраться, что изменилось и что реально можно ожидать от этих изменений.
Пятилетку мы выбрали для своего анализа не случайно. Пять лет назад, в 2013 году, функции заказчика строительства метрополитена перешли от Комитета по транспорту (в лице Службы капитального строительства ГУП «Петербургский метрополитен») к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Чуть ранее, в декабре 2012 года, был сдан в эксплуатацию участок Фрунзенского радиуса со станциями «Бухарестская» и «Международная». С тех пор, не считая открытия второго выхода станции «Спортивная» на Васильевском острове, пусков в нашем городе не было. Что же сделано за это время?
Куда поедем?
Прежде всего, в 2013 году КРТИ адаптировал отраслевую схему развития метро Петербурга, принятую в 2011-м. Схема развития – это документ, который указывает лишь примерные направления развития линий метро и очень примерные сроки их строительства. Время от времени документ корректируется в зависимости от веяний времени и окружающих обстоятельств. Для чего тогда нужна схема, если все, что в ней планируется, не выдерживается?
Дело в том, что для многих, кто видел схему, слово «примерные» осталось невидимым, и сроки, указанные в схеме, многие априори считали обещанием, которое не сдерживают ни чиновники, ни метростроители. По факту же реальные сроки могут быть указаны только в государственном контракте на строительные работы, так как строительству предшествует огромная работа по изысканиям, проектированию, освобождению территорий и т.д. К слову сказать, последнее является камнем преткновения.
Многие территории, где планируется строительство того или иного объекта метро (будь то вентиляционная шахта, станция или пешеходный переход) оказываются в собственности: частной или региональной или даже федеральной. История строительства показывает, что изъять территорию законным юридическим способом становится практически нереально. Никто не хочет отказываться от своей собственности просто так, и иногда процесс изъятия затягивается на многие годы. Дом на углу Малой Морской и Кирпичного переулка расселяли четыре года. И если бы не административная воля градоначальника, кто знает, возможно станция «Адмиралтейская» так и осталась бы призраком. Без территории под строительство нет самого строительства. Более того, Главгосэкпспертиза не принимает проект без высвобожденной под строительство территории.
Сколько стоит?
Нельзя не упомянуть о важнейшей составляющей развития метро - финансировании. Строительство метро сегодня полностью лежит на городском бюджете. Хотя во многих развитых странах мира метростроение является государственной задачей и строится за счет государственного финансирования. Так было когда-то и у нас, в СССР. Сегодня же большинство российских городов просто не могут себе позволить метро в виду малого размера регионального бюджета. Кроме Москвы и Петербурга. И, кстати, опыт двух столиц показывает прямую зависимость объемов строительства от бюджета города. При этом процент расходов на метростроение от общего бюджета города за 2017 год примерно одинаков что в Москве, что в Петербурге.
Москва | Санкт-Петербург | |
---|---|---|
годовой бюджет | около 2000 млрд | около 500 млрд |
процент метростроения в бюджете города | около 7% | около 5% |
В адресно-инвестиционную программу Петербурга, рассчитанную на три года, закладываются опять же примерные размеры финансирования того или иного объекта. Корректировка АИП проводится регулярно в зависимости от текущего положения дел в отраслях городской экономики и от той самой предваряющей строительство работы, о которой мы писали выше. Так, например, на недавно прошедших нулевых чтениях поправок в бюджет на 2018 год, было озвучено, что на строительстве Красносельско-Калининской линии в следующем году вполне реально освоить большую сумму, нежели была заложена ранее.
Годовой бюджет строительства метро с 2013 года вырос практически вдвое: с 11,7 до почти 25 млрд рублей. И есть основания полагать, что в предстоящие два-три года эта сумма не уменьшится, а может быть даже и вырастет.
Основные этапы строительства станции и сроки реализации
- инженерные изыскания (от 1 года);
- проектирование (от 1,5 лет);
- получение положительного заключения Главгосэкспертизы (в среднем полгода);
- строительно-монтажные работы (в среднем 4-5 лет);
- ввод в эксплуатацию.
В отдельные этапы может также быть выделено:
- инженерная подготовка территорий;
- мониторинг;
- усиление зданий, попадающих в пятно застройки, замена окон в домах, прилегающих к застройке;
- благоустройство.
Итого общий срок строительства нового участка метро без учета времени, затрачиваемого на проведение конкурсов, составляет 7-8 лет.
Заказчик, мы – лучшие!
За рассматриваемый нами период была изменена система госзаказа на проектирование и строительство метро. Если раньше проектный институт ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» и ОАО «Метрострой» получали заказы без конкурса, то с момента вступления в силу федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», генподрядным организациям необходимо каждый раз доказывать заказчику, что они лучшие. К общему сроку проектирования и строительства теперь смело можно добавить еще год-два, которые уходят на проведение тендеров. А то и больше, в случае, если ФАС или иной другой доброжелатель найдет нарушения в проведении конкурса.
С 2014 года КРТИ провел порядка 60 конкурсов на проектные и строительно-монтажные работы. Методом проб и ошибок Комитету удалось наладить системную работу согласно требованиям ФЗ №44. И пусть во многом эти конкурсы по факту бессмысленны, так как заявляются на них все те же «Ленметрогипротранс» и «Метрострой», но закон для всех един и исполнять его нужно неукоснительно. На то он и закон.
Что в ближайшем будущем?
Следующий год Петербург ожидает открытие сразу пяти новых станций метрополитена: Невско-Василеостровская линия прирастет станциями «Новокрестовская» и «Беговая», Фрунзенский радиус – станциями «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная» («Шушары»). К существующим 113 километрам тоннелей метро добавиться еще 10. Кроме того, метрополитен получит долгожданное депо «Южное». Именно в следующем году мы сможем прочувствовать и увидеть результаты пятилетней работы метростроевской системы Петербурга.
Далее в 2019 году должна вступить в строй Лахтинско-Правобережная линия на участке от станции «Спасская» до «Горного института» (станция «Театральная» пока будет работать на проход в виду как раз нерешенных вопросов с выделением территории под вестибюль). И в 2022 году завершиться строительство двух станций Красносельско-Калининской линии: Юго-Западная» и «Путиловская» с пересадкой на ст. красной линии «Кировский завод». Сегодня также активно обсуждается вопрос продолжения строительства Невско-Василеостровской линии за станцию «Беговая», решаются вопросы, связанные со строительством второй очереди Красносельско-Калининской линии от «Путиловской» до «Обводного канала-2» («Каретная»), определяются приоритеты дальнейшего строительства других веток, в том числе Кольцевой линии и строительства метро на территории Ленобласти, в частности станции «Кудрово».
Что в итоге?
В итоге можно сказать, что делается в направлении развития метрополитена не так уж мало. И результаты этого труда мы сможем увидеть и прочувствовать уже в следующем году. Остается только пожелать, чтобы работа эта не останавливалась. В противном случае нас ожидает очередной простой в сдаче станций и нарастание дефицита станций метро.
Смотрите также:
- Как в столице. В Петербурге построят кольцевую линию метро →
- Подземный радиус обещаний →
- Где новые станции? →