В ЦЕНТРЕ плана окажется Фрунзенский радиус метрополитена, призванный соединить центр Петербурга с южными районами города, до сих пор не охваченными подземкой. В этом проекте отразились все проблемы «метростроительства» в городе на Неве за последние десятилетия.
Сооружение радиуса начиналось еще в конце советской эпохи — в 1990 году. Но уже в середине 90-х работы остановили из-за нехватки средств в городском бюджете. В свою очередь, федеральные власти не спешили раскошеливаться на петербургское метро, найдя для себя иные приоритеты. В результате уже пройденные тоннели были законсервированы на годы.
Вспомнили о них в финале правления прежнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева. Тогда-то главной перспективой петербургского метро и объявили Фрунзенский радиус. Что, в общем-то, объяснимо: все прочее наследие советского метростроя было использовано в конце 90-х (открыты, в частности, станции метро «Достоевская», «Старая деревня»). В той программе указывались и конкретные сроки. Так, ввести в эксплуатацию участок радиуса от «Садовой» до «Бухарестской» предполагалось уже в нынешнем, 2007 году.
Скептиков, не поверивших начальственным обещаниям, уже тогда было большинство. И, к сожалению, они оказались правы: новую жизнь в этот проект смогли вдохнуть лишь деньги, появившиеся в Петербурге с приходом нового губернатора. Работы на Фрунзенском радиусе возобновились в 2004 году.
Коммерсанты помогут?
НА НЫНЕШНЕМ совещании у губернатора Валентины Матвиенко даже скорректированные даты вновь оказались под вопросом.
Впрочем, в своем выступлении гендиректор ОАО «Метрострой» Вадим Александров нарисовал радужную картину: в августе закончена проходка всех тоннелей первой очереди радиуса (5420 метров); станции «Спасская», «Обводный канал» и «Волковская» закончены полностью; на «Звенигородской» пройдены боковые тоннели, ведутся работы по центральному залу, завершается строительство переходов со «Звенигородской» на «Пушкинскую» и со «Спасской» на «Садовую».
Однако сразу выяснились куда менее обнадеживающие факты: в частности, практически ни по одному объекту не готова проектно-сметная документация для «доведения до ума» станций. А по информации вице-губернатора Александра Вахмистрова, на строительство той же «Волковской» необходимо дополнительно еще 3,6 млрд. рублей. Не порадовало губернатора и отсутствие концептуального решения важной проблемы: за чей же все-таки счет строить наземные вестибюли станций (на средства бюджета или же в дело вступят коммерсанты, бонусом для которых станет совмещение вестибюля метро с торгово-развлекательными комплексами).
В результате губернатор дала чиновникам поручение за два месяца подготовить и представить ей на рассмотрение четкий план развития метро. Моментов, которые нуждаются в конкретизации, действительно, немало. В частности, согласно «Программе развития метрополитена до 2015 года», в городе следовало построить 21 новую станцию, в том числе относящиеся ко второй очереди Фрунзенского радиуса (станции «Улица Салова», «Международная», «Проспект Славы»). Но сегодня об этом замысле метростроевцы почему-то предпочитают не вспоминать.
И уж вовсе фантастическим проектом сегодня кажется обещанное сооружение Кольцевой линии городского метро («Василеостровская» — «Выборгская») и Красносельского радиуса («Московские ворота» — улица Маршала Казакова). А ведь, напомним читателям, начать их возведение намеревались уже в 2011 году.
Понятно, что метростроевские планы нередко составлялись, что называется, в угоду политическому моменту. Поэтому сейчас очень важно, чтобы в том плане, который в ноябре утвердит городская власть, оказались лишь реализуемые обещания. И чтобы они выполнялись в четком соответствии с первоначальными сроками. Ведь для стремительно развивающегося мегаполиса (которым сегодня является надземный Петербург), явно не хватает возможностей Петербурга подземного, который, по большому счету, почти не изменился с советских времен. В то время как в остальном город ушел далеко вперед. Кстати, в Москве накануне очередного Дня города открыли новую, уже 173-ю станцию метро.