Советский «Титаник». Как помощник капитана пустил на дно судно в Кронштадте

Все знают историю британского трансатлантического парохода «Титаник», затонувшего в апреле 1912 года. Однако мало кто слышал, что спустя четырнадцать лет, 29 августа 1926 года, недалеко от Кронштадта потерпело крушение советское судно «Буревестник». Катастрофа стала на тот момент самой крупной в истории отечественного судоходства.

   
   

Решил «пропустить стаканчик»

Удивительно, но о гибели «русского Титаника» сохранились весьма скупые сведения. Официальной информации практически не осталось, только разрозненные и противоречивые показания и воспоминания очевидцев.

Так, непонятно, сколько людей на самом деле погибло в тот роковой день 29 августа. Разные источники указывают цифру от 60 до 300 человек. Есть мнение, что официальное следствие установило гибель 65 пассажиров «Буревестника».

Так или иначе, точно известно, что рейсовый пароход «Буревестник», до 1918 года носивший имя «Русь», 29 августа около 22 часов вечера направился по Морскому каналу в свой регулярный рейс - из Ленинграда в Кронштадт. Всего, согласно проданным билетам, на его борту находились 404 пассажира. Плюс 11 членов экипажа.

Управлять судном должен был опытный капитан Пийспанен. Однако, как выяснилось уже после трагедии, в тот день он решил устроить себе выходной и «пропустить стаканчик-другой» на берегу в трактире «Золотой якорь». А вместо себя попросил подежурить помощника по фамилии Храбунов. Имеющий недостаточно навыков Храбунов и стал главным виновником аварии.

Стреляли в жён и детей

Навстречу «Буревестнику» шло немецкое судно «Грета» (по другим данным – «Грейне»). Немцы действовали по всем правилам – дали гудок, означающий «обходи справа». Капитан нашего судна проигнорировал сигнал. «Грета» повторила звук. «Буревестник» спохватился и заметался. Сначала капитан-самозванец дал резко лево на борт и врезался в строящийся Хлебный мол. Судно получило крупную пробоину. Как потом покажет следствие, Храбунов даже не знал о существовании мола. Теплоход, однако, удалось бы спасти, останься он на месте – пассажиры могли бы просто высадиться на мол. Однако Храбунов дал ещё одну команду «Задний ход!». Судно ушло назад и начало стремительно тонуть. По свидетельствам очевидцев, пароход полностью ушёл под воду всего за 15 минут.

План места, где затонул пароход. Фото: Архивное фото

При этом, как писала газета «Вечерний Ленинград», до мели было всего шагов 50! Однако многие погибли. Всё из-за того, что на «Буревестнике» началась ужасная паника: «Большинство находилось на верхней палубе… и оттуда бросались один за другим в воду. Это делалось настолько беспорядочно, что один топил другого».

   
   

Сохранились и другие, ещё более жуткие воспоминания: «Паника была страшная! Тут и там раздавались пистолетные выстрелы: это офицеры стреляли в своих жён и детей, не желая им смерти в ледяной воде, а затем кончали жизнь таким же образом, так как помощи ждать было неоткуда. Корабль погружался и воду».

Трус и подлец

Тем не менее, некоторые пассажиры спаслись. Как при любой катастрофе, нашлись люди, способные на героические поступки. На спасение утопающих бросились военные моряки, которые тоже плыли на судне, а также пожарные Ленинградского порта. Не осталась в стороне и команда немецкой «Греты», они спасли порядка 80 человек.

Как вёл себя в это время сам виновник аварии Храбунов, неизвестно, но он остался жив. А в народе ещё долго ходил посвящённый ему саркастический стих:

Трус и подлец капитан парохода,
Он всё доверил судьбе.
Всех пассажиров на тот свет отправил,
Сам же спасся на трубе.

 

Храбунова признали виновным, но наказание он получил возмутительно мягкое. Фото: Архивное фото

Ещё несколько дней после трагедии водолазы доставали из кают «Буревестника» тела погибших. Вот как описывала процесс «Красная газета»: «Тяжёлые картины приходится видеть водолазам… Когда находишь трупы погибших, то при приближении они точно живые начинают колебаться и принимать страшные позы. Женские волосы всплывают кверху и колеблются, как морские водоросли».

Суд над «трусом и подлецом» Храбуновым, а также доверившим ему управление Пийспаненом состоялся 8 ноября 1926 года. Он длился 10 дней. Мы часто сетуем на несправедливость приговоров и излишнюю мягкость правосудия. Но судья того процесса переплюнул современных служителей Фемиды. За гибель более чем 60 человек капитан и помощник получили всего по 4 года тюрьмы!

История трагедии постепенно забылась… Однако она нашла отражение в творчестве. Так, описание крушения можно найти в повестях ленинградского писателя Вадима Шефнера «Счастливый неудачник» и «Имя для птицы, или чаепитие на желтой веранде».

А в начале 30-х в Ленинграде была популярна песня, которую исполняли уличные певцы. Начинает она словами:

В узком проходе Морского канала 
Тянется лентой изгиб. 
Помнится гражданам место ужасное,
Где «Буревестник» погиб. 

Смотрите также: