Примерное время чтения: 9 минут
3038

Раздавленный льдами. Как погибал советский пароход «Челюскин»

Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде.
Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. Commons.wikimedia.org

История плавания и крушения советского парохода «Челюскин» в 1930-х годах прогремела на весь мир. СССР мог поплатиться за свой необдуманный авантюризм гибелью во льдах более сотни своих граждан, но руководство страны непредсказуемым образом смогло обратить катастрофу в свою победу.

SPB.AIF.RU рассказывает, как судно, раздавленное во льдах, стало символом героизма советского народа.

Авантюризм Шмидта

Ещё в 1923 году Советский Союз заявлял, что все территории, находящиеся в отечественном секторе Арктики, принадлежат СССР. С таким утверждением многие был не согласны. Особенно рьяно притязания на землю Франца Иосифа отстаивала Норвегия. Советское руководство понимало, что необходимо решать задачу освоения побережья Северного Ледовитого океана. Чиновники решили наладить навигацию по Северному морскому пути – это кратчайший маршрут из Европы на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана. Однако сделать это было непросто – многолетние арктические льды мешали навигации судов. Впрочем, задачу решали и к 1930-м годам промышленные перевозки частично там уже велись, но весь Северный морской путь за одну навигацию пройден ещё не был.

В тот период исследованиями Севера занимался учёный, корреспондент Академии наук СССР Отто Шмидт. Энергичность и энтузиазм позволили ему в 1932 году организовать экспедицию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». За одну навигацию судно, которым командовал капитан Владимир Воронин, прошло от Белого до Берингова морей – первое сквозное плавание по Северному морскому пути СССР удалось совершить.

Владимир Воронин - капитан парохода. Впоследствии — капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике
Владимир Воронин - капитан парохода. Впоследствии — капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот успех был по достоинству отмечен руководством страны. Следом было принято решение создать Главное управление Северного морского пути. Ведомству поставили задачу окончательно подготовить и обустроить Северный морской путь. Главой же управления сделали Отто Шмидта - человека явно склонного к авантюризму. Это свойство характера подтолкнуло его к желанию доказать, что по Северному морскому пути способны пройти не только ледокольные суда, специально подготовленные для этих целей. Было решено взять обычный тяжелый сухогруз. Конечно, ему должны были помогать и ледоколы, но идея на то время была чересчур смелой, если не сказать опасной.

В Дании к 1933 году для СССР уже построили пароход «Лена». Его и решили прогнать по Северному морскому пути за одну навигацию. Название, впрочем, поменяли. Пароход «Челюскин» стал носить имя прославленного русского исследователя Арктики. Капитаном был вновь выбран Воронин, проходивший со Шмидтом СМП на «Александре Сибирякове». Как профессионал, он не мог не обратить внимания на технические характеристики «Челюскина». Воронина справедливо смущало, что пароход не приспособлен к плаванию среди льдов, однако Отто Юльевич своим напором заглушил все опасения капитана.

В тисках

«Челюскин» отбыл из Ленинграда в Мурманск уже 16 июля 1933 года. По пути туда пароход зашёл в Копенгаген – потребовался мелкий ремонт. 2 августа судно отбыло из Мурманска во Владивосток, взяв на борт чрезвычайно много груза: сборные дома для поселка на острове Врангеля, гидросамолёт и вещи для зимовщиков.

Первые серьёзные повреждения пароходу были нанесены 15 августа, когда он столкнулся с тяжёлыми льдами. На помощь вызвали ледокол «Красин», который пробил судну путь. «Челюскин» далее сумел без особых приключений выйти в Чукотское море. Здесь он попал в ловушку многолетних льдов. Планам подойти к острову Врангеля не суждено было сбыться. Более двух недель судно дрейфовало, а 4 ноября достигло Берингова пролива. По сути, Северный морской путь «Челюскин» прошёл. Рядом с пароходом был ледокол «Литке», готовый вывести судно на чистую воду, но в этот момент Отто Шмидт отказался от этой идеи. Он заявил, что «Челюскин» сам окажется на свободе. В итоге пароход унесло в ледовые поля. Шмидт признал свою ошибку только спустя 10 дней.

Отто Шмидт, начальник Главсевморпути, 1936.
Отто Шмидт, начальник Главсевморпути, 1936. Фото: Commons.wikimedia.org

«Литке» уже не мог подойти к «Челюскину», экипаж которого был обречён на долгую и отнюдь не безопасную зимовку во льдах. Людям угрожало то, что пароход могло раздавить в любой момент. Когда стало ясно, что льды сдавливают судно всё сильнее, экспедиция разместила важные грузы на палубе – люди ждали эвакуации. 13 февраля 1934 года мощный напор льдов пробил огромную трещину в левом борту «Челюскина», который начал уходить на дно. На льдах создали лагерь, но одного человека экспедиция всё-таки потеряла. С эвакуацией опоздал один из участников прохода через СМП, которого придавило насмерть сместившимся грузом.

На льдах оказались 104 человека. В их число входили и... дети. Люди были уверены в безопасности экспедиции, поэтому взяли на борт явно лишних членов – на судне находилась даже новорождённая дочь одного из геодезистов.

Марка с изображением летчика Анатолия Ляпидевского, 1935
Марка с изображением летчика Анатолия Ляпидевского, 1935 Фото: Commons.wikimedia.org

Уничтожающий шторм

В Москве, получив сигнал о бедствии, создали правительственную комиссию для спасения экспедиции, оказавшейся во льдах Арктики. Никакого другого выхода, кроме как задействовать авиацию, не существовало. Опытнейшие лётчики были переброшены на Чукотку.

Авиатор Анатолий Ляпидевский 28 раз безуспешно пытался найти экспедицию. Только 5 марта он увидел лагерь и приземлился на площадку, расчищенную под аэродром. Тогда он забрал всех детей и женщин, которых на льдах было 12 человек. Операция по спасению продлилась ещё более месяца. Летчики, в число которых входили знаменитые Николай Каманин и Михаил Водопьянов, вывозили всех на Чукотку, а далее участников экспедиции отправляли вглубь СССР.

Последним лагерь покинул 13 апреля капитан «Челюскина» Владимир Воронин – тот самый, кто предупреждал Отто Шмидта о невероятной опасности похода на неприспособленном судне по Северному морскому пути. Удивительно, но спустя всего лишь сутки над местом, где был разбит лагерь экспедиции, поднялся мощный шторм. Непогода смогла бы унести десятки жизней, но советские пилоты успели вовремя.

Мировая общественность была потрясена тем, как в СССР спасали своих граждан, чуть было не раздавленных вместе с кораблём в холодных морских водах. История не знала случаев, когда лётчики прямо с льдин спасали сотню людей. Участники экспедиции и авиаторы были награждены советским руководством. Лишь дети не удостоились орденов.

«Челюскин» на марке СССР.
«Челюскин» на марке СССР. Фото: Commons.wikimedia.org

Советские чиновники лихо отрапортовали, что путь парохода «Челюскин» доказал реальность освоения страной Северного морского пути. В дальнейшем, конечно, в СССР ошибки, подобной этой, уже не повторяли. Страна нарастила ледокольный флот и продолжила осваивать опасный маршрут через тяжёлые льды.

В 1970-х годах советские экспедиции пытались найти затонувший «Челюскин», но к успеху это не привело. К идее обнаружить пароход вернулись уже в XXI веке. В 2004 году его будто бы нашли, но эксперты признали ошибку водолазов. Однако спустя два года участники экспедиции «Челюскин-70» подняли фрагменты и пробы металлов, а затем направили запрос в судостроительную компанию Копенгагена, со стапелей которого сошел пароход. В итоге датчане подтвердили, что российским водолазам удалось-таки прикоснуться к тому самому «Челюскину».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах