Фарфоровский пост могут передвинуть из-за ВСМ между Москвой и Петербургом

Исторические здания Фарфоровского поста в Петербурге, которые находились под угрозой сноса для строительства высокоскоростной магистрали между двумя столицами, могут получить особый статус, который позволит защитить их от этого.

   
   

Рассмотрев две историко-культурные экспертизы, Совет по сохранению культурного наследия города на Неве принял решение рекомендовать комитету по охране памятников присвоить комплексу зданий Фарфоровского поста статус достопримечательного места.

Первая из экспертиз была выполнена по заказу замглавы районного отделения ВООПИиК Людмилы Семыкиной и предлагала признать квартал объектом культурного наследия – это подразумевает его сохранение на том месте, где сейчас расположен Фарфоровский пост. Вторая, сделанная по заказу Института истории материальной культуры РАН, предполагает наделение объекта статусом достопримечательного места, что исключает только снос зданий, при этом не исключая их переноса на другое место.

Совет отдал предпочтение второму варианту.

«Сейчас уже приняли решение, причём единогласное. Все согласились с тем, что принять всё-таки в качестве достопримечательного места Фарфоровский пост», – цитирует «Фонтанка» слова члена совета, руководителя «НИиПИ Спецреставрация» Игоря Пасечника, добавившего, что при этом есть оговорка – для детального проработки вопроса о сохранении поста предлагается создать рабочую группу. Она рассмотрит варианты сохранения исторического объекта – путём перемещений или каким-то иным способом.

Напомним, Фарфоровский пост – исторический квартал в Петербурге, расположенный между Софийской улицей и Московской железной дорогой. Название квартала восходит к Императорскому фарфоровому заводу, основанному здесь в 1744 году. В 1892 году была открыта железнодорожная станция Фарфоровский пост Николаевской железной дороги, тогда же в едином стиле со зданием вокзала были построены краснокирпичные двухэтажные дома для её рабочих. По оценке ВООПИиК, квартал представляет собой редкий образец сохранной дореволюционной квартальной застройки. Здания конца 1890-х находятся в хорошем состоянии и не являются аварийными.

В 2022 году квартал был внесён в список выявленных объектов культурного наследия, 3 марта 2023 года вокзал остановочного пункта «Фарфоровская» и дома под номерами 40, 44, 46, 48, 52 и 54 получили статус выявленных объектов культурного наследия. При этом здания № 34, 40, 44, 48 и 54 всё ещё попадали в полосу отвода для строительства ВСМ. В июне прошлого года их жители получили уведомление об изъятии их участков, однако сроки в сообщении указаны не были. В ноябре того же года они обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой сохранить их дома.

   
   

К слову, успешный опыт передвижения зданий в Петербурге уже есть. Так, в начале этого года исторический корпус Императорского Воспитательного дома на набережной Чёрной речки передвинули на 52 метра. О том, как удалось осуществить чудеса инженерии и зачем это было нужно – в материале spb.aif.ru.