Пешком - быстрее. С каждым годом проехать по городу всё труднее

Пробки пока побеждают © / www.globallookpress.com

Сегодня в часы пик из-за заторов средняя скорость движения автотранспорта по Санкт-Петербургу уже ниже средней скорости пешехода. Многолетняя борьба различных ведомств с пробками ощутимых изменений не принесла. В чём причины? 

   
   

Будет хуже

Каждое утро и вечер в Петербурге - не проехать. Если ещё несколько лет назад количество заторов в часы пик зависело от погодных условий (в дождь, снег, гололёд их число резко возрастало), то теперь 9 и 10 баллов наблюдаются ежедневно. Причина в резко возросшем количестве автомобилей. Не каждый может позволить себе покупку квартиры, но большинство горожан способны накопить или взять в кредит машину. Городские транспортные артерии просто не справляются с трафиком. 

Сегодня Санкт-Петербург - 11-й в топе самых обеспеченных машинами российских регионов, в нём зарегистрировано около полутора миллионов транспортных средств. Москва - на 10-м месте, на первом - Приморский край. Сейчас на тысячу петербуржцев приходится около 300 автомобилей. И это далеко не предел. Так, по количеству авто на душу населения Россия сейчас соответствует Европе 70-х годов. 

- Автомобильный рынок в нашем регионе ещё очень далек от насыщения, - считает автоэксперт Дмитрий Пашнин. - Количество машин на городских улицах в ближайшие годы только увеличится. По сравнению с той же Москвой, Петербург даже в часы пик очень быстро двигается. Там, да и во многих других российских и европейских городах можно простоять в пробках по 5-8 часов. У нас в Петербурге пока до любой точки можно добраться за 1,5-2 часа. Но в ближайшие годы это время заметно увеличится. Правительство города должно задуматься о том, чтобы развивать и модернизировать транспортную сеть.  

Сейчас на тысячу петербуржцев приходится около 300 автомобилей. Фото: АиФ / Юлия Лобахина

Когда построят КАД-2?

Однако с модернизацией у нас - серьёзные проблемы. В нынешнем году ремонт асфальта на многих магистралях начался лишь в августе и продолжается до сих пор. Причина в том, что чиновники не сумели правильно провести конкурсы, их пришлось отменять и проводить заново. В итоге лето, когда должны проводиться основные дорожные работы, пропало. Дорожная техника вышла на объекты, когда большинство горожан уже вернулись из отпусков, ухудшились погодные условия. Работы провоцируют многокилометровые заторы. 

Ещё одна причина - неудовлетворительное качество укладываемого асфальта. Всего через год после проведения работ покрытие на многих улицах приходит в негодность. Как пример можно привести Витебский проспект. Всего год назад там проводился ремонт, а уже во многих местах появились выбоины и колейность. Похожая ситуация происходит на Кольцевой автодороге. Практически круглогодично дорожники вынуждены менять там асфальт, латать прохудившиеся места. Из-за этого пробки на КАД бьют рекорды. Многие автолюбители уже боятся сворачивать на объездную дорогу, потому что вместо сокращения времени в пути там можно «встрять» на много часов. Откровенно говоря, КАД несколько лет как перегружена и уже не справляется с потоком автомобилей. Пришло время строить КАД-2, однако чиновники медлят и решают, нужен ли Петербургу второй объезд. 

- Не упустить бы время, чтобы наша кольцевая не встала, а объезжать и скидывать потоки будет некуда, - высказал свои опасения Вячеслав Петушенко, бывший директор Федерального казённого учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода». - Через 3-4 года Петербург ждёт катастрофа. Уровень автомобилизации растёт, это видно не только по кольцевой, но и по городу. Закрытие одного мостика вызывает коллапс во всём городе. 

   
   

Уже в 2012 году губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко говорил о необходимости строительства КАД-2 в кратчайшие сроки. Планировалось, что на проект будут выделены средства из федерального бюджета. Однако реализация планов была отложена на неопределённый срок. 

Практически круглогодично дорожники вынуждены менять там асфальт, латать прохудившиеся места. Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

Со скоростью пешехода

Существует и множество мелких причин ухудшающейся транспортной ситуации в Петербурге. Одна из них - неудовлетворительное состояние городских светофоров. Так, нынешним летом ливни и перепады напряжения стали причиной их многократных отключений и сбоев. Как показала практика, достаточно поломки одного регулировщика на любом перекрёстке в центральной части города, чтобы весь Петербург встал. По оценкам экспертов, количество поломок в ближайшее время только увеличится, ведь 70% светофоров в городе выработали свой ресурс.  

В сложившейся ситуации было бы здорово, если бы петербуржцы дисциплинированно пересели на общественный транспорт. И Смольный пытается это сделать, вводя платную парковку. По замыслам чиновников, это должно освободить центральные районы города от заторов. Однако из затеи вряд ли что-то получится. Для того чтобы горожане пересели на троллейбусы и автобусы, необходимо улучшить и их работу. Сегодня же они движутся со скоростью пешехода - 5-7 километров в час. Та же идея по внедрению выделенных полос для общественного транспорта зачахла: они появились лишь на Невском и Лиговском проспектах. Перехватывающие парковки, где большинство автолюбителей могли бы оставлять свои машины, тоже не строятся. 

Всё это означает, что в ближайшие годы транспортная ситуация будет только ухудшаться, передвигаться по нашему городу станет ещё сложнее. И выхода пока не видно. 

Надо оставаться людьми

Марина Шишкина, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга: 

- Дорожная обстановка в Петербурге превратилась в самый настоящий боевик. Чмсло битых машин и пробок увеличилось в разы. Я обратилась к официальной статистике. Только за первое полугодие количество аварий составило 48,5 тысячи, что на 5% больше, чем в прошлом году! Сравнила цифры с европейскими показателями. Оказалось, что в Европе на дорогах гибнет людей в 4 раза меньше, чем у нас. Принято считать, что причина этому наши плохие дороги и неопытность водителей. Я же считаю, что основной источник дорожных неприятностей - элементарная человеческая агрессия и раздражительность. Уровень социальной напряжённости вырос в обществе пропорционально количеству аварий, суицидов, преступлений на бытовой, национальной и иной почве. Часто именно гнев становится причиной того, что мы не уступаем дорогу соседней машине, подгоняем пешехода на переходе. А тот платит водителям нарушением всяческих правил перехода улиц. Негатив сегодня в почёте! 

Когда мы стоим в пробке или со слезами на глазах выходим после ссоры в общественном транспорте, давайте попробуем не уподобляться хамам и попытаемся оставаться людьми. 

На метро - удобнее!

Владимир Валдин, эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт»:

- Необходимо срочно реанимировать весь наземный городской транспорт. Привести в чувство городской трамвай, построить выделенные коридоры для автобусов и троллейбусов, закупить новую технику. Тогда общественный транспорт стал бы намного быстрее и привлекательнее для петербуржцев. Также необходимо модернизировать и подземку, обновлять подвижной состав, строить новые станции метро. Только так власти города смогут пересадить автомобилистов с личных машин, а значит, уменьшить трафик и пробки в городе. Люди должны понять, что на метро и автобусе доехать до нужного места быстрее и удобнее, чем на авто. Первый шаг - введение платы за стоянку в центре - уже сделан. Главное, чтобы чиновники не остановились и продолжили поступательные движения по освобождению центра от машин. Положительных примеров в Европе множество. Например, в гигантском мегаполисе Берлине ездить на общественном транспорте быстро, дёшево и удобно, несмотря на то, что практически у каждого есть и своя машина. Нам до них ещё очень далеко. 

Смотрите также: