«Мерседес» заменить нечем? Петербург будет убирать отечественная техника

Перед началом сезона традиционно устраивают парад снегоуборочной техники. © / Администрация Санкт-Петербурга

Импортная техника для уборки улиц, которую власти Петербурга массово закупали несколько лет подряд, всё чаще выходит из строя. Заменить её предстоит российскому и белорусскому производителям, но справятся ли наши предприятия с резко возросшими объёмами заказов?

   
   

Тяжело без «Мерседеса»

Этой зимой на улицы Петербурга вышло около полутора тысяч единиц различной снегоуборочной техники. Поскольку снега было много, то использовалась она крайне активно, что, разумеется, привело к поломкам, и тут-то выяснилось, что некоторые машины на данный момент починить невозможно.

«В прошлом году город закупил 271 единицу снегоуборочной техники. Часть городских машин была иностранного производства, чинить её сейчас не представляется возможным, либо ремонт сильно затягивается. Выйдет из строя какой-то «Мерседес», ждать, когда придёт деталь, достаточно долго», – отметил вице-губернатор Евгений Разумишкин.

Причина проблем очевидна: все минувшие годы Петербург активно закупал европейскую и американскую технику – в списках наличествующих снегоуборочных машин и тракторов есть Mercedes, Caterpillar, Scania и польские бульдозеры OZ-MBR35. Условно-петербургской можно было бы считать марку Wille – бренд финский, но завод был запущен в Левашово, однако после начала СВО предприятие работу приостановило, и пока его перспективы неясны. В результате техподдержка не оказывается, а запчасти для техники приходится везти по параллельному импорту – и долго, и дорого. А поскольку машины ломаются, то к концу зимы в ряде районов города начали возникать проблемы с нехваткой техники.

Вопросы к качеству

Надо отметить, что власти Петербурга эту проблему пытаются решать. По данным портала Госзакупок, в 2022-м и 2023 годах на покупку оборудования для уборки дорог в Северной столице потратили 4,7 млрд рублей, а ещё на 4,9 млрд рублей купили спецтехнику для уборки внутриквартальных территорий.

«В последние годы приобретается исключительно техника российского и белорусского производства», – отметили в пресс-службе городского комитета по благоустройству. По данным «ДП», более 2 млрд были потрачены на 182 дорожных комбинированных машины от КамАЗа. На втором месте по количеству приобретённой спецтехники оказался белорусский «Амкодор» (ещё 80 универсальных погрузчиков), а на третьем – «Кургандормаш», поставивший в Петербург 40 универсальных коммунальных машин. Также город покупал технику у калужского «Меркатор Холдинг» и тульского НПО «Плавский». В результате доля импортной техники для очистки дорог и тротуаров снизилась за последние два года с 45% до 37%.

   
   

«Сейчас в жилищных агентствах белорусская техника и техника отечественного производства показывают свою целесообразность», – считает Евгений Разумишкин. Но, увы, зачастую качество таких машин далеко от того, к которому уже привыкли отечественные коммунальщики, за годы закупок западных брендов.

А пока – остаётся надежда на дворников. Хотя с ними тоже есть проблемы.

Мнение эксперта

Доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев:

«В ближайшие годы отечественная техника для уборки улиц будет дороже западных аналогов, а по качеству – хуже. Причина в том, что несколько десятилетий в развитие этого направления никто особенно не вкладывался. Власти городов и посёлков предпочитали закупать уже проверенную технику мировых брендов, которые, работая на десятки стран и огромный рынок, предлагали и широчайший ассортимент под любые задачи, и хорошее качество по доступной цене (за счёт массовости поставок).

Российский и белорусский производители, работая на гораздо более ограниченный рынок двух стран, просто не смогут нарастить такие же объёмы, которые позволили бы существенно снизить себестоимость своей продукции. При этом многие технологии за эти годы были утрачены. Можно рассчитывать, что сейчас появятся проекты, которые, взяв за основу западные наработки, попытаются их повторить и даже улучшить, однако от чертежа до технического воплощения всё равно пройдёт много времени, и потребуется серьёзное финансирование, чтобы такие проекты начали работать на наших улицах. Выручит ли нас Китай – большой вопрос. Как-то китайской снегоуборочной техники в Петербурге пока не замечено. Но при этом сказать, что город перестанут убирать – тоже не могу. В любом случае российское производство есть, и удержаться на определённом уровне мы сможем».