Примерное время чтения: 6 минут
222

Теперь без гарантии. Что делать покупателям зарубежной техники?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и факты - Петербург 11/10/2023
Дешёвые товары обычно ломаются по истечении срока гарантии.
Дешёвые товары обычно ломаются по истечении срока гарантии. freepik.com

С момента ухода с российского рынка крупных западных компаний россияне встревожились по поводу своих дорогостоящих импортных покупок: автомобили, техника, смартфоны – что теперь будет с гарантией на эти товары? И тревога вполне обоснована, санкции ведут к отсутствию запчастей, а также отказу продавцов от гарантийного и постгарантийного обслуживания. И хотя коммерсантов можно понять, но что в такой ситуации делать потребителю, который вообще-то платил, в том числе, и за помощь со своим устройством?

Айфоны приспособились

Петербуржец Иван Анненков заметил, что его айфон стал сильно греться и разряжаться быстрее обычного. И это его серьёзно беспокоит.

«Возможно, мне скоро понадобится заменить батарею, но как это сделать сейчас – не представляю, ведь Apple с рынка ушла в феврале 2022 года, а уже летом в стране возник дефицит запчастей в официальных сервисных центрах. Особенно трудно было найти экраны и батареи для iPhone», – говорит мужчина.

Весной этого года Apple лишила российских потребителей гарантии на свои гаджеты, и даже дата активации устройства, которую пока что можно подправить путём общения с техподдержкой, вскоре не поможет. Однако в данном случае выход был найден за счёт параллельного импорта – американская компания продолжает обеспечивать поддержку айфонам, которые формально были приобретены за пределами России, и даже если эту лазейку прикроют, то в любом случае все крупные российские ритейлеры с лета 2022 года начали предоставлять свою гарантию на технику Apple и других производителей.

Тем более что она продолжает успешно реализовываться – на середину сентября в большинстве сетей были представлены все актуальные модели iPhone, несмотря на уход производителя из России. Неудивительно, что продавцы электроники в Петербурге зафиксировали осенью этого года двукратный рост спроса на новейшие модели iPhone в сравнении с осенью прошлого года. Стоимость аппарата более 100 тысяч рублей в самой простой комплектации поклонников «яблочной» техники, очевидно, не останавливает.

Позиция автосалонов

В начале года Autonews писал, что в Роспотребнадзоре отказ дилеров предоставлять бесплатную гарантию на ввезённые по параллельному импорту машины назвали «манипуляцией», так как по закону продавцы отвечают за авто два года.

Но крупнейшие автомобильные дилеры в России тем временем заявили, что на ввезённые ими по параллельному импорту машины не действует гарантия. Клиенты могут купить право на ремонт и обслуживание автомобилей в случае неисправностей за 1% от стоимости машины в год. Иначе – извините, никто ответственности не несёт, ведь бренды заморозили работу в России.

В ведомстве уверены, что это противоречит закону о защите прав потребителей: «Продавцы в течение двух лет обязаны рассматривать претензии потребителей о качестве проданных автомобилей и в случаях, когда недостатки носят производственный характер (брак), ремонтировать неисправности в проданных машинах за свой счёт». Также дилеры должны заменить машину или полностью вернуть деньги, если эксплуатация автомобиля невозможна из-за заводского брака. И отсутствие гарантии на авто не лишает потребителя базовых прав.

«Мы считаем, что в данном случае правы, так как случился форс-мажор, который было невозможно предусмотреть. Пытаемся войти в положение клиента, но если потребуется, готовы пойти в суд», – комментирует ситуацию руководитель одного из крупнейших дилерских центров Петербурга, который торговал европейскими автомобилями.

Судиться не пойдут?

Не только на санкции ссылаются продавцы. Иные просто уверены, что из-за китайских «одноразовых» товаров человек не обратится в суд и не станет ничего выяснять.

Пенсионер из Ленобласти Валерий Александрович купил по акции газонокосилку в одном из гипермаркетов Санкт-Петербурга. Его привлекли доступная цена – пять тысяч рублей – и гарантия. В течение года магазин бесплатно обещал заменить вышедшее из строя изделие. В итоге пенсионеру пришлось потратиться на несколько газонокосилок и на ремонт поломанных.

Первая покупка сломалась уже через месяц. В магазине газонокосилку заменили и даже компенсировали доставку тяжёлого оборудования на такси.

«Покупал и менял осенью, но через год, едва закончился гарантийный срок, косилка опять сломалась, – говорит пенсионер. – В магазине этот бренд вновь продавался по акции, я решил взять такой же конструкции. Всегда покупаю однотипные изделия, чтобы в будущем хотя бы из двух можно было собрать одну вещь. Новая газонокосилка сломалась, едва прошёл год. Я собрал из двух одну, но и этот вариант тоже долго не продержался. Сервисов на эти газонокосилки я не нашёл и запчастей тоже».

Послегарантийный ремонт – это услуга, когда срок заводских обещаний истёк, покупатель заключает договор, и ему продолжают обслуживать технику на похожих условиях.

«Но дешёвые товары никому не интересны, и покупатели таких товаров тоже, – рассуждает Валерий Александрович. – А это и пенсионеры, в том числе, и не каждому дети могут помочь с деньгами или купить хорошую технику, чтобы она долго не ломалась. Чаще мы берём одноразовые вещи, платим за них и выбрасываем через год, и снова идём в этот магазин, потому что другого позволить себе не можем. Для меня и за пять тысяч рублей газонокосилка – недешёвая, это треть моей пенсии. И знаете, когда я обратился в гипермаркет, администратор мне открыто сказала, что после истечения гарантийного срока обслуживания покупатель предоставлен сам себе. Никаких обязательств ни у кого нет».

В итоге петербуржцу помог сын, который купил ему дорогую бензиновую машинку. Тоже китайскую. В этом случае и гарантия есть, и послегарантийный ремонт обещают, и с запчастями нет проблем. Сервисная организация и поставщики заинтересованы, ведь оборудование стоит не пять тысяч, а в 7 раз больше.

Мнение эксперта: «В пользу покупателя»

Юрист Наталья Александрова:

«Действия покупателя и продавца регламентируются только Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей.

Продавец несёт ответственность за качество предоставляемого товара, но в сроках установленного гарантийного обслуживания. Если гарантийный срок не установлен, то он устанавливается уже самим государством к определённой категории товаров. То есть если вы купили товар, а гарантийный срок не указан производителем, смотрите перечень товаров и регламент, установленный государством на категорию вашей покупки.

На любой технически сложный товар гарантия в среднем не менее одного года. Все отсылки договора или пункты, ущемляющие права покупателя, признаются недействительными.

Закон о защите прав потребителей в нашем государстве – это один из тех законов, который достаточно хорошо прописан, регламентирован и обычно рассматривается судами в пользу покупателей».

Кстати
Согласно данным вице-губернатора Петербурга Валерия Москаленко, в Северной столице полностью прекратили работу лишь 9% компаний с иностранным участием. Остальные работают с «локализованным менеджментом». Вице-губернатор добавил, что многие компании ушли с условием последующего возврата. При этом Москаленко допустил, что к моменту возвращения освободившиеся ниши смогут занять российские компании.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах