Переход на новую систему обращения с отходами в Петербурге, начавшийся 1 января, ознаменовался настоящим мусорным коллапсом. В новый год город вступил с переполненными контейнерными площадками и массовыми жалобами жителей. К началу рабочей недели стабилизировать ситуацию так и не удалось.
Миллионы штрафов
В первый день нового года в Петербурге официально начал действовать региональный оператор по обращению с отходами – компания НЭО («Невский экологический оператор»). На него легли обязанности по организации всего «мусорного» цикла: от сбора ТКО у населения до вывоза и дальнейшей утилизации.
Праздничная неделя показала, что проблемы начались уже на первом этапе: петербуржцы неожиданно обнаружили, что отходы с их придомовых территорий вдруг перестали вывозить, а где-то и вовсе пропали контейнеры. В соцсетях, в официальные группы НЭО и курирующего его работу комитета по природопользованию посыпались жалобы с фотографиями утопающих в мусоре контейнерных площадок.
«Неделю не добиться вывоза и отсутствует мусорный контейнер! Вы издеваетесь? У нас крысы и смрад, горячая линия НЭО просто висит. Мы не хотим жить на гниющей куче», – возмущается жительница дома № 30 на улице Большевиков Ольга Медведева. «До этих экспериментов все было организовано и действовало, если и не идеально, то вполне достойно. Никакого коллапса не наблюдалось!», – пишет чиновникам петербурженка Ирина Пестова.
Уже 2 января на жалобы отреагировала государственная жилищная инспекция (ГЖИ) Санкт-Петербурга. Ведомство проверило более 400 многоквартирных жилых домов и подтвердило факты несвоевременного вывоза мусора и уборки контейнерных площадок. К концу праздников стало известно, что ГЖИ обошла все 18 районов города и возбудила 107 административных дел на общую сумму 9,23 млн рублей. Правда, сколько из этого приходится на долю НЭО – не уточняется (претензии ведомства также касались работы ТСЖ и управляющих компаний. – Прим. ред.).
В самой компании ситуацию с мусором объяснили совокупностью причин. Были названы и тяжелые погодные условия, и вдвое увеличенное в связи с праздниками количество отходов, которые стали выносить граждане, и большее, чем в рабочие дни, число припаркованных машин во дворах, что мешает беспрепятственно подъезжать к контейнерным площадкам. Кроме того, не все управляющие компании успели до нового года выйти на связь с регоператором, из-за чего адреса подведомственных им домов не были включены в реестр мест накопления.
«Нормы предписывают вывозить мусор в зимнее время не реже одного раза в трое суток. Все адреса, на которых произошли сбои, передаются для оперативной отработки Невскому экологическому оператору и держатся на контроле», – пояснили в Смольном.
Неудачная рокировка
Ситуация осложнилась и сменой подрядчиков по вывозу ТКО в некоторых районах. Как объяснили в НЭО, предыдущие перевозчики закончили свою работу 27 декабря, а в некоторых случаях даже забрали с площадок свои контейнеры. Это привело к скоплению мусора еще до официального старта работы регоператора.
Мнение эксперта
Заместитель руководителя общественной организации «Мусора. Больше. Нет» Петр Левин: