Градозащитники Петербурга добились отмены решения о сносе нескольких исторических зданий так называемого Фарфоровского поста, которые оказались на пути прокладываемой Высокоскоростной магистрали.
Теперь зданиям присвоен охранный статус, однако это не означает, что проект ВСМ изменится – решено, что объекты просто-напросто целиком перенесут на другое место. Насколько реалистичен такой сценарий, и не побьётся ли весь Фарфоровский пост в процессе переноски?
На пути магистрали
Напомним, что Фарфоровская слобода в Петербурге появилась ещё в конце XIX века – так называлось поселение при императорском Фарфоровом заводе. Позже это название сохранилось за железнодорожной станцией Фарфоровый пост, которая открылась в 1892 году. Тогда же вокруг были построены несколько жилых домов для рабочих. Строили на совесть, и сейчас в этих кирпичных двухэтажных зданиях по-прежнему проживают десятки семей петербуржцев. Но в 2021 году над ними нависла угроза – ради строительства высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом решено было снести дореволюционные дома № 40, 44, 48 и 54, а также дом № 34 1930-х годов постройки и само здание вокзала «Фарфоровская».
Градозащитники и местные жители выступили против сноса и обратились к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой проверить правомерность решения и не допустить уничтожения исторического квартала. Параллельно письма с просьбой о помощи ушли и в адрес президента России.
Две экспертизы
К 2022 году Фарфоровский пост получил статус выявленного объекта культурного наследия, а с 2024 года официально стартовало строительство ВСМ. Для того чтобы разрешить конфликт, было проведено две экспертизы. Первая из них была выполнена по заказу замглавы районного отделения ВООПИиК Людмилы Семыкиной и предлагала признать квартал объектом культурного наследия – это подразумевало его сохранение на том месте, где сейчас расположен Фарфоровский пост. Вторая, сделанная по заказу Института истории материальной культуры РАН, предполагает наделение объекта статусом достопримечательного места, что запрещает лишь снос и окончательное уничтожение самих зданий. Совет отдал предпочтение второму варианту.
«Сейчас уже приняли решение, причём единогласное. Все согласились с тем, что принять всё-таки в качестве достопримечательного места Фарфоровский пост», – рассказал руководитель «НИиПИ Спецреставрация» Игорь Пасечник.
Интеграция в проект
По мнению совета, здания Фарфоровского поста могут быть интегрированы в проект новой высокоскоростной магистрали «Москва – Санкт-Петербург». При их незначительном перемещении удастся и сохранить уникальность этого места, и построить высокоскоростную железную дорогу. Интеграция предполагает прохождение по территории Фарфоровского поста шести железнодорожных путей. Для этого часть зданий предполагается перенести на 10 метров, а вокзал – на 20. Дома при этом не будут больше жилыми (то есть жителей всё-таки расселят), в них разместят административные и деловые службы Октябрьской железной дороги.
Опыт перемещения здания целиком в Петербурге уже есть – в начале этого года исторический корпус Императорского Воспитательного дома на набережной Чёрной речки передвинули на 52 метра. «Переезжают» здания и в российской столице. Но считать, что ситуация вокруг Фарфоровского поста полностью исчерпана, – увы, не приходится. И дело не только в технической сложности проекта перемещения зданий: властям ещё предстоит договориться и предложить адекватную компенсацию жильцам, которые будут вынуждены съехать из своих квартир, а это не менее 120 человек.
Мнение общественника
Блогер и местный житель Марина Павлюченко:
«В целом понятно, что это некий компромисс, возможно, единственный в текущей ситуации, когда изначальный проект вообще не предполагал сохранения зданий, а отменить строительство ВСЖМ-1 невозможно, если судить объективно, т. к. проект государственного масштаба. Проиграли ли мы в защите? Пока это так назвать нельзя. Можно даже сказать, что каждый, кто не молчал, сделал вклад в большое дело по сохранению зданий. Но теперь стоит вопрос о том, будут ли их передвигать или разбирать и пересобирать (а в процессе творить новодел). И, главное, чтобы они «случайно» не «развалились» при перемещении».