Определить статус
В XVIII веке с общественным транспортом в Петербурге было непросто – максимум, что могли предложить простым горожанам, это телеги и пролётки. Был речной транспорт, так что за неимением постоянных мостов летом люди перемещались между островами на лодках, а зимой на санях. Что касается богатых петербуржцев, то у них были свои кареты и экипажи, часто украшенные гербами, а ещё возможность проехать с извозчиком. Правда, таким «такси» мог воспользоваться только состоятельный мужчина – даже самой богатой даме было неприлично ехать одной.
По транспорту, на котором перемещался петербуржец, был сразу ясен его статус. Показательным примером может служить вызов доктора – гонорар того, кто приехал на одиночной пролётке, составлял 3 рубля, на паре лошадей – 5 рублей. А если врач был в карете, то точно брал не менее 10 рублей.
На рубеже веков обрела популярность линейка – повозка с доской в центре. Мужчины усаживались на доску верхом, а женщины располагались боком. Спиной к спине народ ехал по Невскому проспекту – кто в Гостиный двор за товарами, а кто в Лавру на молитву. Однако бóльшую часть времени люд передвигался пешком, что позволяли небольшие размеры города.
К концу XVIII века Петербург превращается в достаточно крупный город – в нём проживают уже 240 тысяч человек. Общественного транспорта тоже становится всё больше.
«В 1820-е годы в Россию приходят омнибусы – многоместные конные экипажи, – рассказывает историк Алексей Лазарев. – До 1847 года они курсировали между городами, а уже потом стали перевозить население Петербурга в черте города. Первый омнибус шёл по маршруту от Знаменской площади до Английской набережной, проезд стоил 10 копеек – цена обеда в местном трактире. Омнибус вмещал в себя 16 человек, однако этот вид транспорта был настолько востребован, что в него набивалось до 40 человек! Народ придумывал омнибусу свои названия: «обнимусь» и «40 мучеников».
Скорость движения омнибуса была очень небольшой, а народ запрыгивал в экипаж буквально на ходу – иначе было нельзя, ведь при остановке двум лошадям было тяжело заново начать движение. За проезд передавали кучеру, а на всём ходу движения стояли несколько мальчиков, которые при необходимости меняли лошадей. Особенно непросто было передвигаться в слякоть и дождь.
«Омнибус до 1863 года был единственным маршрутным городским транспортом, – продолжает Лазарев. – Затем появляется конка – усовершенствованный омнибус, который ходил по колее. Это своего рода предшественник трамвая».
Дамам нельзя
Конка (конно-железная городская дорога) представляла собой двухэтажный вагон (первый этаж был закрыт, а верхний, империал, – открыт), который по рельсам тянула пара лошадей. По скорости он опережал омнибус, преодолевая 7, а то и 8 километров в час вместо 4. Только за первый год существования конка перевезла 1,5 миллиона человек! И с каждым годом это число росло.
Стоимость проезда была даже ниже, чем в омнибусе, – 3 копейки в империале и 5 копеек на первом ярусе. Плату брал кондуктор. Любопытно, что империал всегда был переполнен. Во-первых, он был дешевле, во-вторых, тут не чувствовался запах конского навоза. Кстати, женщинам было категорически запрещено подниматься на империал. Всё дело в моде: тогда дамы носили объёмные жёсткие юбки-кринолины, и при подъёме на второй ярус были видны некоторые части их тела. Только в 1903 году, когда пышные юбки вышли из моды, запрет отменили. Рассматривали его на уровне Городской думы.
Первый маршрут конки пролегал от Знаменской площади по Невскому проспекту через наплавной мост на стрелку Васильевского острова. К 1914 году в Петербурге насчитывалось больше 10 линий конных дорог.
На нужды родины
В 1907 году в имперской столице появляется трамвай. Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова, а к 1914 году он ходил практически по всем основным улицам Петербурга.
Движение трамвая начиналось в 7.30 и заканчивалось в 23.00. Первое время места в вагонах делились на классы – для первого класса цена проезда составляла 6 копеек, а для второго – 4 копейки. Однако менее чем через год от этой градации отказались, зато ввели тарифную сетку – у кондуктора было при себе от 6 до 7 катушек билетов для проезда по разным частям Петербурга. А ещё кондуктор обязан был следить за тем, чтобы в трамвай не заходили пассажиры в грязной одежде и с домашними животными, а мальчишки на переездах не прыгали на подножку трамвая. С 1915 года кондукторами смогли работать женщины – произошло это потому, что мужчины были на фронте.
Телеги, экипажи, конки и омнибусы (а затем уже велосипеды и автомобили) одновременно передвигались по Петербургу вплоть до начала Первой мировой войны. После конный вид транспорта исчез за неимением лошадей, их всех забрали на нужды фронта. Разве что телеги и экипажи продолжали курсировать в городе вплоть до 1930-х годов. Более того, русские инженеры подготовили для Петербурга 18 проектов метрополитена, где были как подземные, так и наземные маршруты. Реализовать этот план не успели из-за начавшейся войны, а затем революции.
Кстати: а на чём ездили петербургские писатели?
Если общественный транспорт для рядового гражданина был вещью обыденной, то у писателей с ним сложились особые отношения, рассказывает экскурсовод Ярослав Любимов.
«Поэт Александр Блок в молодости категорически отказывался от пользования конкой. Возможно, дело в его отце – тот был «демонической личностью» и если в общении с остальными не всегда был жесток, то с супругой обращался очень строго. Он дико экономил и пользовался исключительно общественным транспортом. Доходило до абсурда – однажды он ударил свою беременную жену за то, что она пожаловалась, что идёт пешком домой после театра, ведь конки уже не ходили.
Фёдор Достоевский предпочитал пользоваться извозчиком. Во-первых, он мог себе это позволить по деньгам. А во-вторых, в толпе ему было сложно. Как вспоминала его жена, только за границей он смог сесть в омнибус. Правда, писатель чувствовал себя неловко и постоянно нечаянно наступал кому-то на ноги».