29 сентября 1907 года по улицам Петербурга проехали первые трамваи. Сначала столичные жители настороженно относились к электрической машине, но совсем скоро этот вид транспорта стал в городе основным. Трамваи начала XX столетия кардинально отличались от современных: например, кондуктор и водитель довольно редко заходили в трамвай и ехали снаружи, а салон был поделен на классы, как поезд. SPB.AIF.RU рассказывает, какими были первые в России трамваи.
От конки до трамвая
В начале 1900-х годов главным транспортным средством в России была конка. Она представляла собой вагон, который тащила по рельсам пара лошадей. И, хотя в некоторых городах уже появлялись первые трамваи, в столице их не было: этому активно препятствовали владельцы коночных парков. Тем не менее, идея создания вагонов на электрической тяге в Петербурге развивалась, и 29 сентября 1907 года в городе состоялось торжественное открытие трамвайного движения. В тот день знаменитый инженер Генрих Графтио, который был одним из авторов проекта нового общественного транспорта, лично провел первый трамвай по центру Петербурга: от Адмиралтейства через Благовещенский мост до Большого проспекта Васильевского острова.
Поначалу новые вагоны вызвали недоверие у петербуржцев, однако потом все увидели, что трамвай – надежный и безопасный транспорт. Кроме того, он был похож на привычную конку: только лошадей не было. Первое время трамваи так и называли – «электрическая конка».
Деление на классы и разноцветные билеты
Первые трамваи начинали курсировать по городу в 07.30 утра, а заканчивалось движение в 23.00. В 1907 году в Петербурге насчитывалось 190 новеньких трамвайных вагонов английской фирмы «Brush». В каждом таком вагоне разрешалось провозить не больше 34 человек одновременно.
До 1908 года вагон был поделен на две части – в каждой из них размещались пассажиры первого и второго классов соответственно. Сиденья в трамвае представляли собой скамейки, поставленные вдоль стен, но различие было в том, что в первом классе они были мягче и удобней. За комфортную поездку нужно было заплатить 6 копеек, место во втором классе стоило 4 копейки. Переплачивать половину стоимости никто не хотел, и первый класс в вагоне частенько пустовал, поэтому вскоре от такой практики отказались. Плата стала одинаковой для всех без исключения – 5 копеек за один тарифный участок.
Весь маршрут был поделен на зоны, за каждую из которых пассажиру приходилось платить. Обязанностью кондуктора было помнить границы всех участков и следить, чтобы пассажир не проехал лишнее расстояние «зайцем». Чтобы знать, кого и когда высаживать из трамвая, кондуктор имел при себе несколько катушек с билетами разного цвета: для каждой зоны – свои билеты.
Работа кондукторов была непростой: они не только собирали с пассажиров деньги и следили за нарушителями, но и отвечали за безопасность в трамвае. В вагон кондукторы заходили только на остановках, а во время движения находились на специальной открытой площадке позади вагона. Там они могли остановить хулиганов, желающих запрыгнуть в трамвай на полном ходу. Кроме того, кондукторы не пропускали в вагон людей в испачканной одежде и с домашними животными.
Место вагоновожатого также находилось на улице – на открытой площадке, которая была отделена от вагона с пассажирами. И если кондуктор хотя бы изредка заходил в вагон, то вагоновожатый не мог покинуть свой пост.
110 лет трамвайного движения
Трамвайное движение в Петербурге быстро развивалось, и уже к 1908 году существовало 9 маршрутов общей протяженностью 58 километров. К 1917 году длина путей составляла 200 километров, и город стали называть трамвайной столицей России. Считается, что именно трамваи укрепили финансовое положение города: прибыль от перевозок помогла наконец-то ликвидировать дефицит петербургской казны.
В настоящее время в Петербурге действуют более 60 трамвайных маршрутов. И, хотя на первое место по перевозкам в городе давно вышел метрополитен, трамвай остается одним из любимых видов общественного транспорта петербуржцев.