Примерное время чтения: 7 минут
1491

«Рогатые автобусы». Как в Ленинграде было запущено троллейбусное движение

Яна Хватова / АиФ

21 октября 1936 года в Ленинграде было открыто троллейбусное движение. Троллейбусы сразу же завоевали среди горожан репутацию транспорта повышенной комфортности. Несмотря на дороговизну, ленинградцы полюбили поездки на «рогатых автобусах»: на них катались взрослые и дети, а молодые люди катали своих девушек на троллейбусах вместо похода в кино и кафе. SPB.AIF.RU выяснил, где пролегал первый троллейбусный маршрут, и каким был этот вид транспорта в 30-х годах прошлого столетия. 

Комфортная альтернатива трамваю

В начале 1930-х годов самым популярным видом общественного транспорта в Ленинграде был трамвай. Билет на трамвай стоил всего 15 копеек, однако от жителей города часто поступали жалобы: зачастую пассажиры получали травмы в давке в транспорте, а зимой в поездке можно было закоченеть. Тогда городские власти решили запустить в Ленинграде новый транспорт – троллейбус. Первые машины прибыли в Ленинград с Ярославского автомобильного завода и назывались ЯТБ-1. Они имели полуобтекаемую форму и были покрашены в синий, желтый и зеленый цвета. Каркас кузова троллейбуса был деревянным, а сверху покрыт тонким листом стали.

Первый троллейбус проехал по ленинградским улицам 21 октября 1936 года. Его маршрут пролегал от Красной площади, которая сейчас называется площадью Александра Невского, до площади Труда. По пути троллейбус делал остановки на Невском проспекте, Малой Морской, которая в то время была улицей Гоголя и на Конногвардейском бульваре.

Первые маршруты пролегали через центр Ленинграда.
Первые маршруты пролегали через центр Ленинграда. Фото: Музей городского электрического транспорта

Свидания в троллейбусе

Троллейбусы сразу же зарекомендовали себя как транспорт повышенной комфортности. Они отапливались в холодное время года, сиденья были мягкими, на окнах висели занавески, а главное – в троллейбусе могло одновременно ехать строго фиксированное количество пассажиров, из-за чего в транспорте никогда не было давки. Правда, за проезд на троллейбусе приходилось раскошелиться: ленинградцы платили по 20 копеек за каждую зону маршрута, но этих денег было не жалко.

«Поездка на троллейбусе в то время была самостоятельным развлечением, как поход в цирк или катание на каруселях, – объясняет историк культуры и краевед Аркадий Васильев. – Иногда люди садились в троллейбус не для того, чтобы доехать из точки «А» в точку «Б», а просто чтобы хорошо провести время. В этом виде общественного транспорта даже проходили свидания. Например, молодой человек приглашал барышню не в парк или кино, а в троллейбус, и девушки были рады такому времяпрепровождению».

Троллейбус стал транспортом повышенной комфортности.
Троллейбус стал транспортом повышенной комфортности. Фото: Музей городского электрического транспорта

Многие ленинградцы не жалели денег, чтобы проехать по тому же маршруту снова и снова. За самыми активными пассажирами следили милиционеры. Если стражи порядка видели, что кто-то катается уже по второму или третьему кругу, они призывали гражданина, призывая уступить место в троллейбусе другому, кто еще не катался.

Уже через год в Ленинграде было введено ночное движение троллейбусов. Плата за проезд была такой же, как и днем. Ночные троллейбусы ходили каждые 10 минут и продолжали движение до половины четвертого.

Жители города сразу полюбили новый удобный вид транспорта.
Жители города сразу полюбили новый удобный вид транспорта. Фото: Музей городского электрического транспорта

С советских времен до наших дней

Вскоре в Ленинграде появились еще несколько троллейбусных маршрутов. Их маршрут пролегал по набережной Фонтанки, Литейному и Лермонтовскому проспектам, улице Чайковского и другим дорогам в центре и на окраинах города. Этот вид общественного транспорта остается распространенным в Петербурге и в настоящее время. Современные троллейбусы не похожи на советские модели, однако некоторые традиции прошлых десятилетий сохраняются по сей день.

«На протяжении почти полувека первая цифра бортового номера ленинградских и петербургских троллейбусов соответствует номеру парка, к которому он относится, – рассказывает Аркадий Васильев. – В наши дни появилась еще одна особенность: бортовой номер у всех троллейбусов четырехзначный».

Троллейбус соединил все районы города.
Троллейбус соединил все районы города. Фото: Музей городского электрического транспорта

За прошедшие десятилетия пассажиров Северной столицы перевозили более 30 типов троллейбусов, около 20 из которых эксплуатируются и сейчас. Их путь пролегает по 46 маршрутам, самый длинный из которых имеет протяженность 19 км, от Хасанской до Ординарской улиц, а самый короткий – всего 3 км, от метро «Купчино» до Малой Балканской улицы. И хотя поездка на «рогатом автобусе» уже давно не считается роскошью, троллейбус остается в Петербурге одним из главных видов транспорта, который соединяет все районы Северной столицы.

Первые троллейбусы были окрашены в синий, желтый и зеленый цвета.

Первые троллейбусы были окрашены в синий, желтый и зеленый цвета. Фото: Музей городского электрического транспорта

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах