Примерное время чтения: 7 минут
4135

Автобус-памятник. Зачем в Петербурге восстанавливают ржавый «Икарус-255»?

Возможно, этот автобус - старейший из уцелевших в своем роде.
Возможно, этот автобус - старейший из уцелевших в своем роде. / Денис Шаляпин / АиФ

Жители Петербурга постепенно привыкают к проведению в городе масштабных фестивалей ретро-автомобилей и красочных пробегов машин, казалось, давно списанных в утиль. Появление на дорогах Северной столицы ухоженных «старичков» неизменно вызывает неподдельный интерес публики. За передвижением колонн автобусов, троллейбусов и легковушек, исчезнувших с дорог задолго до рождения многих петербуржцев, наблюдают тысячи людей.

Сами же машины становятся предметом любви и культа для своих владельцев – на восстановление авто тратятся крупные суммы и масса времени. Но если сохранить в прекрасном состоянии легковушку можно и в одиночку, то к воссозданию многотонных автобусов приходится привлекать целую группу энтузиастов. К счастью, такие люди есть, и именно они возрождают сегодня старенький «Икарус-255» в одном из автобусных парков «Пассажиравтотранса».

«Наследник «Сигары»

Знаменитые «Икарусы» 200-й серии начали выпускаться на автобусном заводе в Венгрии в начале 1970-х. Туристические автобусы носили обозначения 250, 255 и 256. Их различие, прежде всего, было в длине и количестве пассажирских мест, однако обыватель эти автобусы друг от друга практически не отличал. Россиянам «Икарусы» запомнились по междугородним перевозкам. Машины, поставлявшиеся в СССР преимущественно в красно-белом варианте, колесили по стране и после перестройки. Их использовали в качестве челнока до аэропорта, как маршрутки-экспрессы, а также как главное средство передвижения для иностранных туристов. Не исключено, что и по сей день в глубинке эти «Икарусы» еще работают, но по большому счету такие автобусы исчезли с российских дорог ближе к середине нулевых, став предметом сильнейшей ностальгии.

В Петербурге предавать забвению «Икарус-255» не стали, а решили сделать эту машину частью музейной коллекции «Пассажиравтотранса». 255-й нашли летом 2016 года в поселке Новозавидовский Тверской области. Машина была в крайне плачевном состоянии – кузов плотно «сидел» в земле, а стекла побили неугомонные подростки. Однако внимание специалистов привлек фотоснимок из салона автобуса: у него была передняя панель, которую ставили на ранние версии «Икарусов» этой модели.

Вид передней панели машины привлек внимание специалистов к автобусу.
Вид передней панели машины привлек внимание специалистов к автобусу. Фото: АиФ/ Денис Приходько

«Мы заинтересовались, потому что у ранних версий «Икарус-255» было много общего с предшественником «Икарус-55» «Сигара». Некоторое время, в 1972 году, они выпускались параллельно. Оказалось, что эта машина 1975 года выпуска. То есть перед нами – один из самых ранних сохранившихся «Икарус-255» в мире», – рассказывает руководитель проекта по реставрации Федор Черноусов.

История машины туманна. Первоначально ее поставили именно в СССР, о чём свидетельствуют заводские таблички на русском языке. Однако где автобус был до 1990-х годов – не ясно. В настоящий момент специалистам известна история машины с 1996 года, когда она начала работать в Ямало-Ненецком автономном округе у частного перевозчика. Из Надыма «Икарус» попал в Подмосковье, а затем и в Тверскую область, где перевозил рабочих на стройку. После машина встала, казалось, на последнюю стоянку у одного из частных домов в Новозавидовском – прошло долгих шесть лет, прежде чем она попала в Петербург.

Реставраторы рассказали, что каждый из владельцев этого «Икаруса» привносил что-то свое – детали автобуса менялись, но сохранились многие родные элементы. Именно поэтому было решено сохранить кузов, а не разбирать его на запчасти. Теперь «Икарус-255» восстановят и, возможно, в скором времени покажут петербуржцам в качестве музейного экспоната с полностью родными агрегатами.

Транспортировка автобуса до Петербурге прошла летом 2016 года.
Транспортировка автобуса до Петербурга прошла осенью 2016 года. Фото: АиФ/ Денис Шаляпин

«Гибель Цоя»

250-й и 255-й «Икарусы» – неотъемлемая часть истории страны. Их любили за надежность и простоту в эксплуатации. Эти машины стали героями российского кинематографа, появившись в картинах «Водитель автобуса», «Волкодав» и «Отпуск за свой счет».

В Петербурге «Икарус» вспоминают в связи с трагедией, произошедшей на трассе «Слока-Талси» в Латвийской ССР 15 августа 1990 года. В этот день случилось страшное ДТП, когда лидер ленинградской группы «Кино» Виктор Цой, управляя своим «Москвичом», на большой скорости въехал в «Икарус-250» и мгновенно погиб. Коллекционеры и реставраторы ретро-автобусов утверждают, что машина, столкнувшаяся с легковушкой известного музыканта, вряд ли сохранилась. Да и искать ее никто особо не хотел.

«В Прибалтике «Икарусов» почти не осталось. Но машину, поучаствовавшую в ДТП с Цоем, могли ввезти и в Россию. Но я не уверен, что ее стоит восстанавливать, поскольку она сыграла трагическую роль в истории. Конечно, в Екатеринбурге в музее Ельцина стоит троллейбус, который в Москве остановили на дороге во время августовских событий и сделали из него баррикаду. Но это история страны. Здесь же – судьба конкретного человека. Я не уверен, что это нашло бы понимание у поклонников Цоя», – подчеркнул Черноусов.

«Икарус-55 Люкс» по прозвищу «Сигара» 1972 года, восстановленный энтузиастами.
«Икарус-55 Люкс» по прозвищу «Сигара» 1972 года, восстановленный энтузиастами. Фото: АиФ, Денис Шаляпин

В ангарах недалеко от Обводного канала в Петербурге помимо «Икаруса-255» сегодня восстанавливают «ЗИЛ-158В» «Голубка», который достали с дачного участка в Подмосковье, а также «ЗИС-155» и «Икарус-55». В скором времени результаты титанического труда реставраторов можно будет увидеть на одном из фестивалей ретро-техники.

«История страны – не только в учебниках, она еще и на бытовом уровне. И люди это ощущают. У нас в городе сохранилось много артефактов советского времени, которым оказывается все больше внимания. Транспорт также является неотъемлемой частью городской инфраструктуры, – говорит Черноусов. – Любой владелец ретро-автомобиля получает колоссальный заряд позитивной энергии от того, что его машина ловит улыбки прохожих на дороге. Видно, что люди небезразличны. Наверное, этот бессознательный спрос заставляет коллекционеров искать старые ржавые железяки и восстанавливать их. Чтобы получать заряд положительных эмоций и дарить эмоции другим».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах