Примерное время чтения: 7 минут
4911

Авто для Сталина и Бонда. Петербуржец восстановил машину-реликвию ЗИС-110

На работы по реставрации автомобиля ушло 10 лет.
На работы по реставрации автомобиля ушло 10 лет. / Денис Приходько / АиФ

Штампованные сегодня на заводах новенькие легковушки, хоть и созданные под разными марками, напоминают клоны друг друга. Однотипные хетчбеки, седаны и купе заполонили улицы и буквально слились с дорогой – настолько подчас они выглядят невзрачными в задыхающемся смогом городе. Веяние времени, когда все больше людей могут позволить себе приобрести автомобиль, практически отняло у современного массового машиностроения желание каждому «железному коню» привить некий шарм, индивидуальность или хотя бы национальный признак.

Возможно, именно поэтому многочисленные выставки ретро-техники и автопробеги выпущенных задолго до хрущевской оттепели автобусов, троллейбусов и легковушек неизменно собирают тысячи восторженных зрителей.

Не менее интересны и истории этих реликвий на колесах, ведь некоторые авто собирались по личному заказу генеральных секретарей. Один из таких автомобилей – ЗИС-110 – прячется сегодня в одном из гаражей на окраине Санкт-Петербурга. Этих машин на всю страну остались единицы, а выпущено было чуть более 2000 штук.

Гигант из огорода

ЗИС-110 стал первым в СССР послевоенным автомобилем. Конструкторы стилизовали его под нравившийся Иосифу Сталину американский Packard 180. Создатели, приступившие к созданию лимузина в 1943 году, прекрасно знали, что за подготовкой этого великана представительского класса пристально следил лидер страны, поэтому работа шла фантастически быстро. В 1945 году ЗИС-110 был готов и поставлен для высших чиновников СССР.

Несколько раз в год авто участвует в специальных пробегах по Петербургу.
Несколько раз в год авто участвует в специальных пробегах по Петербургу. Фото: АиФ/ Денис Приходько

Роскошный автомобиль, разъезжая по улицам восстанавливающихся после страшной войны советских городов, пленял умы многих мальчишек. Одним из сраженных красотой этих «железных коней» был и юный Валерий Немков, который сегодня с любовью и преданностью ухаживает за одним из оставшихся в живых лимузинов времен СССР. Принадлежащий петербуржцу ЗИС-110 показывается жителям Северной столицы не более пяти раз в год – потрепанный временем кузов покачивается на городских дорогах по праздникам, посвященным ВОВ, во время специальных автопробегов, а также по пути на крупные фестивали ретро-техники.

Найти же гордость советского автопрома уже в начале 1980-х годов было очень непросто, но тогда инженеру одной из ленинградских котельных это удалось – он буквально откопал сгнивающего стального гиганта на деревенском огороде.

«Я всю жизнь мечтал о большом автомобиле - у всех маленьких людей гигантомания. Мне ребята сказали, что в одной из деревень есть ЗИС. Там случилось обычное бытовое убийство – хозяина автомобиля не стало. Когда приехал, увидел, что кузов лежит на земле. Крылья были насквозь дырявые, двери сгнили. Тогда занял у друзей денег, продал одну из своих «Побед», еще влез в долги и выкупил машину», - рассказал Валерий Немков.

На восстановление ЗИСа у коллекционера ушло около 10 лет и крупная сумма денег. Вероятно, этот автомобиль обладал и внушительной биографией, но вот установить родословную «железного коня» не удалось – прежнего хозяина не было в живых, а родственники никогда не интересовались разваливающимся на части на приусадебном участке произведением искусства советских инженеров.

Если бы не любовь владельца к старым автомобилям, ЗИСов в мире стало бы на один меньше.
Если бы не любовь владельца к старым автомобилям, ЗИСов в мире стало бы на один меньше. Фото: АиФ/ Денис Приходько

Звезда Голливуда

Машина смогла щедро отплатить своему новому хозяину. Приметный лимузин в перестройку начали приглашать для съемок в кино.

Сидел в салоне принадлежащего Немкову ЗИСа и знаменитый «Джеймс Бонд» Шон Коннери. Это случилось в 1989 году, когда Голливуд решил сделать картину о международном шпионаже. Для съемок выбрали Москву и Ленинград. Тогда постановщики и пригласили ЗИС исполнить небольшую роль в картине «Русский отдел» с Коннери и Мишель Пфайффер. В дальнейшем ЗИС приезжал на съемку многих картин, в том числе и «Хрусталев, машину!» Алексея Германа.

ЗИС-110 в фильме культового постановщика Алексея Германа.
ЗИС-110 в картине культового постановщика Алексея Германа. Кадр из фильма

«Шон Коннери - добродушный парень. Он высокий, поэтому большая советская машина ему понравилась. В основном тогда приглашали в зарубежные картины – ЗИС все же был брендом СССР. Они и запрашивали именно его», - вспоминает Немков.

За съемки владельцу ЗИСа платили щедро, однако автомобилем, который можно заказать по щелчку пальцев, этот эксклюзивный экземпляр не стал. Да и никому из коллекционеров, желавших выкупить уникальное авто за крупные деньги, петербуржец так и не дал согласия.

Оригинальный знак завода коллекционер нашел в маленьком городке на Украине.
Оригинальный знак завода коллекционер нашел в маленьком городке на Украине. Фото: АиФ/ Денис Приходько

Удивительно, но при этом все работы по сохранению авто коллекционер, в гаражах которого, помимо ЗИСа, стоит еще как минимум четыре реликвии, проводит только за счет своей пенсии. И даже опытные мастера-реставраторы снижают для Немкова цену, видя, как он относится к автомобилям навсегда ушедшей эпохи. Однако именно к ЗИСу пенсионер, осуществивший свою мечту, относится с особенным трепетом.

«Я с ним живу, прихожу в гараж и с ним разговариваю. Просто люблю старые машины, - говорит владелец ЗИСа. - Тем, кто предлагал деньги, я отказывал. Мне-то они зачем? Ведь эти люди покупают только лишь для себя. Я бы может быть отдал машину, если бы она не была навечно спрятана в гараже. Я же хочу, чтобы на нее, пусть и не часто, но смотрели люди и в том числе через знакомство с ЗИСом узнавали что-то новое об истории страны».

Кстати

Валерий Немков и автомобиль ЗИС-110 станут участниками фестиваля ретротехники ФОРТуна, который пройдет 4 сентября в форте Константин.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах