Стоп, линии. Почему ветки метро Петербурга строят так небыстро?

Нехватка оборудования и рабочих рук тормозят процесс. © / Метрострой Северной Столицы.

В генеральный план Петербурга внесли сразу две новые линии метро, которые будут уходить на юг. Впрочем, рассчитывать на то, что станции построят в ближайшее время, не приходится – проект рассчитан на реализацию после 2040 года. Что мешает Петербургу строить метро так же быстро, как в Москве?

   
   

Дело не в деньгах?

Популярный среди жителей отдалённых районов города анекдот, что они не ждут строительства к ним линии подземки, а дожидаются, пока до Питера дотянут московское метро, после заявления мэрии Москвы о строительстве линий до Тулы и Калуги, уже не выглядит как простая шутка. К сожалению, Северная столица не может угнаться за Москвой в развитии системы городского метрополитена.

В новом проекте городского бюджета траты на строительство метро вновь были скорректированы – если ранее Смольный планировал тратить на развитие подземки по 50 млрд ежегодно, то теперь цифра ужалась до 30 млрд.

«Как только наш транспортный блок выйдет на более ускоренные темпы, мы будем готовы рассматривать вопрос увеличения финансирования. Пока мы планируем ещё и приобретение нового оборудования», – рассказал вице-губернатор Алексей Корабельников.

Кроме нехватки оборудования, другая объективная причина медленных темпов – отсутствие рабочих рук. Недостаток кадров признают и в самом петербургском метрополитене: если в советское время метро в Петербурге эксплуатировали и строили порядка 10 тысяч человек, то сейчас на предприятии трудятся около 4 тысяч работников. 

На прошлой неделе Совет директоров Метростроя Северной столицы (МССС) сменил генерального директора – вместо Кирилла Петрова, руководившего предприятием около года, на эту должность был назначен нынешний исполнительный директор Дмитрий Васильев. Одной из причин смены руководства как раз и называют недовольство властями скоростью строительства метро в Петербурге. Кстати, было предложено ввести и личную ответственность руководителя компании за сдачу в эксплуатацию станций метро.

Что построят?

На таком фоне почти сенсационно прозвучало известие о том, что в генеральный план Петербурга внесли дополнительно сразу две линии метрополитена (около 35 км).

   
   

Первая линия начнётся от станции с проектным названием «Витебский проспект» и пойдёт на юг – пересечение проспекта Космонавтов и улицы Типанова, пересадка на синюю линию на «Звёздной», станция в так называемой центральной усадьбе посёлка Шушары, станция возле «Экспофорума» и три станции вдоль Пулковского шоссе. Вторая линия (ответвление от Кировско-Выборгской) начнётся от станции метро «Проспект Ветеранов», пройдёт через территорию аэропорта «Пулково» к станции «Пулковские высоты».

Впрочем, сильно радоваться этому проекту не стоит – его реализация даже официально запланирована на период в 2040–2050 годы, а в Генплан проект внесли для того, чтобы за будущие десятилетия на «зарезервированных» под метро участках не успели развернуть какое-нибудь иное строительство.

При этом власти обещают – всё, что запланировано на 2024 год, в строй введут: откроются станции «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская». Продолжится также строительство Красносельско-Калининской линии метрополитена – от станции «Обводный канал-2» с электродепо «Красносельское».

Мнение эксперта

Генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение строителей подземной, инженерной и транспортной инфраструктуры» Сергей Алпатов:

«Петербургское метро – самая загруженная система городской «подземки» в мире: учитывая число жителей города, на 1 станцию приходится 75 тысяч человек, это больше, чем в Шанхае. В шаговой доступности метро нет на 80–90% городских площадей. За 70 лет в Петербурге было построено 72 станции, то есть темпы строительства составляли примерно 1 станция в год. Очевидно, что для такого быстро растущего мегаполиса это не просто мало, а катастрофически недостаточно. Значит, надо менять подходы. Мы предлагаем обеспечить устойчивое развитие территории за счёт комплексных проектов – симбиоза подземных и наземных объектов, а также связывающих их транспортных коммуникаций. Управление развитием метрополитена должно вернуться к апробированной временем трёхуровневой системе. В Ленинграде задолго до Мосинжпроекта была решена главная управленческая проблема, пускай и формальная, – создание единого органа из проектировщиков, строителей и эксплуатационников».