На днях следователи завели уголовное дело в отношении сотрудников КГИОП. Им вменяется превышение должностных полномочий, причастность к ликвидации памятников архитектуры и другие нарушения.
Стены «омолодили»?
Одним из громких поводов послужила недавняя история с домом Лапина на Рижском проспекте. Здание построено в 1840 году, имеет архитектурную и культурную ценность. Тем не менее, по версии правоохранителей, чиновники разрешили его реконструкцию под многоквартирную высотку. В итоге подрядчики быстро поставили вокруг забор и подогнали тяжелую технику…
Но если дом Лапина удалось сохранить (сейчас дело рассматривается в Куйбышевском районном суде. – Прим. ред.), то другие спорные объекты уже не спасти. Так, только за последнее время демонтированы корпус Торговых бань Екимовой на Петроградской стороне, Васильевский винный городок на Уральской улице, опытная станция Морского института в «Ленэкспо», Манеж лейб-гвардии Финляндского полка на В. О. Причем Манеж после заключения суда разрушили менее чем за сутки!
Проблема приобрела такой размах, что с просьбой разобраться к следователям обратилась группа депутатов разных уровней. Еще раньше эти вопросы неоднократно поднимали градозащитники. И вот на днях правоохранители проверили конфликтные адреса, причем сделали это «совместно со специалистами и применением криминалистической техники». Также сейчас выясняют все факты сноса дома купца Петра Масалева в поселке Песочный. А глава СК Александр Бастрыкин взял происходящее под личный контроль.
Не выдаем, не знаем
Однако чиновники с данной позицией не согласны.
Сейчас КГИОП на официальном сайте опубликовал комментарий в связи с возбуждением уголовного дела. Ну а пока госслужащие готовятся к объяснению со следователями, эксперты обращают внимание на ситуацию, которая в целом сложилась с историческими кварталами. Напомним: с 2009 года в Петербурге действует региональный закон № 820-7, который и устанавливает зоны охраны культурного наследия. По его требованию снос старинных зданий, построенных до 1917 года, запрещен, за исключением разборки аварийных конструкций.
Понятно, что столь строгие ограничения многих не устраивают, особенно бизнес. И вот недавно на заседании Градостроительного совета прозвучала информация: городские власти тоже рассматривают возможность отказаться от жесткого определения значимости по году постройки. Взамен предлагается перейти к более нейтральному понятию «ценная среда» и т. д. И хотя пока о конкретных решениях речь не идет, если это случится, о сносе зданий-памятников услышим еще не раз.
Мнение: Что ценнее – дворец или «развалюха»?
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
Что делать? С моей точки зрения, существующий закон надо пересмотреть. При этом в городе должен быть перечень зданий, которые находятся под охраной государства. В работу по его созданию необходимо включиться депутатам ЗакСа и муниципальным органам, Общественной палате, широко высказаться горожанам. Работа сложная, ответственная, поэтому начинать ее нужно уже сегодня».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.