«Музыка – это профессия». Процесс обучения не заканчивается никогда

1 октября – праздник для всех, кто слышит гармонию в звуках, кто не расстается с музыкой, чьи пальцы чувствуют инструмент, даже во время прогулки. В первый день октября отмечается Международный день музыки.

   
   

Мы поговорили с Юлией Умаровой – талантливой скрипачкой из Санкт-Петербурга, о том, как она покоряет мировую сцену, какой путь должен пройти музыкант, чтобы добиться успеха, и почему классическая музыка становится все популярнее.

Родом из детства

–  Как начался ваш музыкальный путь? Когда вы поняли, что музыка это не просто кружок после школы, а что-то большее?

- Я начала заниматься музыкой с 5 лет, готовилась к поступлению в специальную школу, после 11 классов которой сразу поступаешь в Консерваторию. Я училась в ССМШ-колледже Санкт-Петербургской Консерватории (Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова - прим. ред.). Это профессиональная музыкальная школа, куда идут люди, изначально нацеленные на серьезное музыкальное образование. У нас были и общие предметы, но весь упор там делался на дисциплины, позволяющие сделать музыку своей жизнью, – занятия на основном инструменте, музыкальная литература и история, сольфеджио, гармония и прочее.

–   В вашей семье интересовались музыкой? Родители поддерживали ваш интерес?

- Мой папа был композитором, мама изучала фортепиано в юности, а мой брат –   композитор, закончивший, как и я, Санкт-Петербургскую Консерваторию и аспирантуру. У нас в доме с детства всегда звучала музыка, мы посещали много концертов и театров. Одним из наиболее ярких воспоминаний из детства для меня до сих пор остаются наши походы в театр – на «Щелкунчика» Чайковского и «Травиату» с Анной Нетребко, когда она только начинала становиться известной.  

–   В подростковом возрасте не было ли бунта, желания все бросить? Как удалось сохранить интерес к музыке?  

   
   

Я знаю много ребят, которые бросили учебу, потому что это действительно сложно. Подобное интенсивное обучение требует полного погружения. Ты занимаешься музыкой каждый день. Даже летом не можешь позволить себе не подходить к инструменту, иначе потеряешь технику и будет очень тяжело нагнать прежний уровень. К тому же большую роль играет то, что музыка –  одна из тех профессий, как спорт, например, куда ребенок попадает в детстве скорее по желанию родителей, чем по осознанному выбору. И, к сожалению, часто люди понимают, что им самим это не интересно, а музыка требует слишком большой самоотдачи. Мне, я считаю, очень повезло, потому что я с этим не столкнулась. Так случилось, что с каждым годом мне становилось только интереснее. Кроме того, у меня получалось, и мне хотелось идти все дальше, вкладываться больше. В детстве со мной занимался папа, у него был талант к тому, чтобы понятно все объяснить. Мы проводили много времени, разбирая произведения даже более сложные, чем я могла качественно сыграть в данный момент. Потом мне повезло попасть в класс к прекрасному музыканту, одному из лучших представителей петербургской школы за все время ее существования, народному артисту Михаилу Гантваргу. В его классе всегда очень высокий уровень студентов, что также побуждало меня работать еще больше. Мы много занимались, я участвовала во многих конкурсах, концертах, фестивалях. Мне очень нравится соревновательная атмосфера, а также то, что благодаря музыке я посещаю различные страны, знакомлюсь с другими культурами. Одно из моих наиболее значимых достижений за время учебы –   победа в Международном конкурсе в Париже. Это была моя первая поездка в этот город, я всегда тепло ее вспоминаю.

Выбор профессии

– Почему захотелось заниматься музыкой профессионально?

Я росла в музыкальной семье, смотрела, как мой папа занимается с братом, пела несколько песен для детских спектаклей еще до школы. Все произошло очень естественно, мы пришли в ССМШ-колледж, меня прослушали, и я стала учиться. У меня не возникало мысли, что я хочу чего-то другого. Музыкальный мир меня очень привлекал.

– Если сравнить музыкальное образование в России и за границей, чем оно отличается?

Все зависит от того, о какой стране мы говорим. Но в общем я бы сказала, что у каждой культуры есть свои отличия в исполнении тех или иных композиторов, а также в преподавательском подходе. В зависимости от того, какой композитор оказал на музыкальную культуру страны наибольшее влияние, определяется общее направление музыкального и инструментального развития. Россия богата композиторами –  Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Римский-Корсаков и другие, поэтому у нас музыканты более склонны к их стилю. Разумеется, мы играем всех композиторов, но, когда играешь композитора, который всего несколько десятков лет назад ходил по тем же коридорам Консерватории, по улицам того же города, что и ты, легче понимать, о чем эта музыка. В то же время для исполнителей из Германии, например, музыка Баха будет ближе.  

– Почему выбрали учиться за границей?

Как я уже сказала, каждая страна имеет свою культуру. Я получила полноценное образование в России и в процессе учебы много путешествовала, выступая на конкурсах и фестивалях. Во время поездок в другие страны я посещала концерты, слушала известных исполнителей и поняла: чтобы стать универсальным музыкантом, нужно углубиться насколько возможно в каждую культуру. Музыка – это профессия, в которой процесс обучения не заканчивается никогда, ты всегда можешь узнать что-то новое. Конечно, сейчас это легче за счет интернета – можно послушать записи, почитать книги. Но ничто не сравнится с живой музыкой. Важно самой побывать в тех местах, где жили композиторы, произведения которых дошли до нас через века. Поэтому я решила получить и заграничное образование.

– Насколько сложно войти в профессию? Велика ли конкуренция? Чем сейчас занимаются ваши однокурсники?  

Я бы сказала, что сложность зависит от природных данных, к сожалению, без этого никуда. Даже при большом желании заниматься музыкой, если нет слуха или не дается инструмент, в профессиональном мире музыки будет очень трудно добиться успеха. Обучение в профессиональной школе, как я уже упоминала, очень интенсивное, туда изначально отбирают способных детей. Есть всего полтора-два месяца на подготовку программы, в год нужно сделать четыре программы. Другие музыкальные предметы, такие как сольфеджио, гармония, тоже требуют большого усердия. Конкуренция есть с самых первых классов и выдержать ее тяжело. Но у этого есть и положительная сторона – после такого обучения ты выходишь настоящим музыкантом. Большинство моих сокурсников работает в таких оркестрах, как Мариинский театр, Санкт-Петербургская Филармония, Михайловский театр, куда попасть совсем непросто.

Фото: Из личного архива

История музыки

–  В общеобразовательных школах есть уроки музыки, как они могут (и могут ли вообще) помочь в понимании и восприятии музыки?

Меня очень радует, что у всех есть возможность получить хотя бы начальное представление о музыке. Это действительно помогает в развитии в целом и позволяет соприкоснуться с музыкальным миром, расширить кругозор. Много людей занимается музыкой для себя, как хобби – подобрать на фортепиано любимую мелодию или спеть в кругу семьи. Среди моих частных учеников есть даже взрослые люди, состоявшиеся в своей профессии, которые приходят с желанием научиться играть на скрипке. Кроме того, занятия музыкой очень дисциплинируют – как ни крути, чтобы исполнить даже простую композицию, надо заниматься постоянно, хотя, конечно, не столько, сколько занимаются студенты музыкальных вузов.

– Когда вы сами учились, было ли вам интересно изучать историю музыки?

История музыки и сейчас представляет для меня интерес. Каждый раз, когда я берусь играть новое произведение или вспоминаю что-то, что играла давно, я всегда стараюсь узнать как можно больше о жизни композитора, его творчестве, что с ним происходило в тот период жизни, когда он писал это произведение. Это очень важно, и иногда, как, например, у Бетховена, произведения, написанные с разницей в несколько лет, несут совершенно иной смысл.

 –  Сейчас появилось много книг, лекций, образовательных программ по разным направлениям искусства (кино, художество, литература), но классическая музыка значительно отстает. Она воспринимается как сложное, непонятное искусство, доступное ограниченному кругу любителей. Как это можно исправить?

Я думаю, помочь в этой ситуации может понимание того, что классическая музыка – это огромная часть их жизни, даже если они не осознают этого и не имеют к музыке прямого отношения. Новогодние спектакли, концерты на главных площадях крупных городов, даже, как ни смешно звучит, огромное количество музыки, которую мы слышим в рекламе каждый день – все это состоит из «золотой классики». Так что классическая музыка это не что-то пугающее и неизвестное, а часть нашей повседневной жизни.

– Кого смотреть, читать, слушать, чтобы понять и полюбить классическую музыку?

Я бы рекомендовала начать с посещения театров, посмотреть популярные балеты, оперы. Атмосфера тетра, красивая мелодичная музыка, интересные костюмы и талантливые исполнители не оставят равнодушными даже зрителя, который до этого не посещал театральные представления. Я думаю, это поможет в дальнейшем открытии мира инструментальной музыки. Также много интересного рассказывают на телеканале «Культура», транслируют концерты, а для тех, кто откроет для себя любимого композитора или исполнителя, сейчас в интернете доступна практически любая музыка.