Изощренный английский
- Мы устраиваем итоговые концерты, чтобы показать все, чему научились, - рассказывает лидер группы Билли Новик. - Обязательно представляем премьеры, на этот раз - бодрый агрессивный хит «Отоспимся в гробах».
- Так чему же вы научились за год?
- Самое главное достижение - по-настоящему триумфальный выезд в Америку. До этого мы уже там были раза три, но это «мелкие» концерты, которые организовывали эмигранты, занимающиеся привозом русских рок-групп. Мы даже решили для себя, что больше в Америку ездить не будем, потому что для творчества это не дает никакого развития.
- Но ведь деньги заработали?
- Да и денег-то нет, они говорят: «Ребята, вы увидите Америку!», и считают, что этого достаточно. Это хорошо в первый-второй раз, но после третьего понимаешь, что музыка для них - это самое последнее, вот потусоваться, посидеть, выпить - пожалуйста. Короче, мы решили, что больше в такие игры не играем, это нас деморализует. Но вдруг! Весной получили настоящее приглашение от иностранных серьезных господ, которые оказались организаторами и совладельцами двух крупнейших фестивалей: Рочестер-джаз-фестиваля и Торонто-джаз-фестиваля. Мы оказались в компании мировых звезд - Маркуса Миллера, Мэйсио Паркера, Пэла Грина!
На первом же концерте был биток, публика взрослая, лет от сорока - реальные седовласые старцы, по виду которых понимаешь, что джаз они слушают всю жизнь. Это не самарские подростки, которых обдурить ничего не стоит, тут серьезная проверка на вшивость.
- Вы ведь поете песни американца Тома Вейтса на русском, как же языковый барьер?
- Сам не понимаю откуда, но во мне открылся такой потенциал вещания на английском! По окончании концерта народ делился, что его поразил мой английский: странный, изломанный, но изощренный... А еще говорили: «У нас ничего подобного нет. У вас есть агент в Америке? Нет? Срочно ищите». Мы завоевали такую популярность, что когда вышли погулять, люди узнавали и кричали: «Билли, привет! Как дела?» Я никогда до этого не чувствовал себя звездой, а тут понял, что это такое.
ТВ нас убьет!
- Не собираетесь ли теперь уехать?
- Пока есть возможность оставаться здесь, мы будем здесь. Родина твоя там, где ты родился.
- Но ведь на родине даже на МТV не попасть, все схвачено попсой.
- Конечно, это так... Вот мы сняли клип «Счастье есть», очень им гордились, отправили на все каналы, где нам, как всегда, сказали: «Неформат». Но этот клип - единственный из России - был допущен на конкурс лучших клипов мира во Франции, где участвовали Маккартни, Бьорк! Из чего следует вывод, что музыка, которую «показывают» по российскому ТВ, - это мировой неформат.
На самом деле - счастье, что на центральных каналах (на питерских в меньшей степени) мы - неформат, потому что есть ощущение: как только станем популярны на ТВ, это нас убьет. Это ведь рутина - туры по 250 концертов и так далее... Это финишная прямая, дальше ничего нет, а сейчас мы свободны.
Репетиций не будет?
- В чем, на ваш взгляд, разница между американскими и российскими джазовыми музыкантами?
- Русские слишком стараются, а американцы создают ощущение легкости. Кроме того, может, американцы потому так круто играют, что публика их стимулирует, она готова к получению кайфа, а у нас - отличные джазмены выступают, а народ безмолвствует - будто его и нет.
На наших концертах, бывает, кто-то совершенно не к месту начинает кричать: «Билли, давай!» Но мне это даже нравится, потому что привносит еще один элемент абсурда в шоу. Ну, представьте, в Филармонии кто-то выкрикнет первой скрипке: «Колян, давай!». А наша программа подразумевает сумасшедших людей, которые могут находиться как на сцене, так и в зале. Главное, чтобы не было хулиганства, жесткого негатива и крови.
- Так вы, как русские музыканты, особо стараетесь?
- Изначально, чтобы привлечь ребят в группу, я сказал: «Не волнуйтесь, репетиций не будет! Сразу концерты». Теперь все заветы перечеркнуты, постоянно репетируем.
Но легкости терять нельзя, как только нащупывается контакт с залом, его нужно поймать, и тогда все катит.
- А легкость в отношениях друг с другом сохраняется?
- Что касается отдыха, тут у нас идиллия. А когда работаем, если отдача не стопроцентная или начинаются какие-то отлынивания, - отношения обостряются.
Мне не нравится роль лидера, потому что я не люблю ругаться, но больше никто в лидеры не хочет. Только шутят, что «Биллис-бэнд» - мероприятие, изначально запланированное как отдых, - превратилось в работу, к счастью, не рутинную.
- И большие деньги вас не испортили?
- Большие деньги - это сколько? Как говорит один уважаемый человек: «Бессмысленно зарабатывать большие деньги, потому что наследники все равно все пропьют». Приходится этим утешаться.
Смотрите также:
- «Не пью и не матерюсь». Экс-солистка группы «Ленинград» о скандалах и мифах →
- Егор Сесарев: «На проекте «Голос» чувствуешь себя как в пионерлагере» →
- Роман (Зверь) Билык: «Мир не очень складен и весел для меня» →