Лидер группы «Звери» Роман Билык в преддверии апрельского концерта в Петербурге рассказал о том, ждать ли премьер от коллектива на первом выступлении в северной столице после длительного перерыва, как строится его режиссерская карьера и насколько вера необходима людям.
Кино и музыка
АиФ-Петербург, Денис Приходько: - Роман, тебя с Петербургом связывает многое: ты женился на петербурженке, записал здесь альбом «Звери Лучшее» и даешь много концертов в городе. Скажи, ты решил перебраться в северную столицу окончательно?
Роман Билык: - Нет. Когда здесь бывает что-то интересное – я приезжаю. Стараюсь вообще не привязываться к одному месту жительства – люблю путешествовать.
- В преддверии церемонии «Оскар» нельзя не спросить о твоем обучении на режиссера. Ты уже понял, что хочешь снять? Может быть будет экранизирована вторая часть твоей автобиографичной книги?
- На самом деле я продолжаю свое обучение, которое происходит медленно, потому что есть много других дел, которые связаны в первую очередь с музыкой. Собственно поэтому я учусь еще и крайне плохо. Пока в голове нет ничего конкретного, что я хочу снять. Поэтому и надо учиться, чтобы созреть.
- А что повлияло на твое решение пойти на режиссуру? Может быть, это твоя дружба с Валерией Гай Германикой?
- В мае 2013 года мы приняли решение о приостановлении гастрольной деятельности, чтобы я смог учиться. Считаю, что когда человек берет передышку и осматривается по сторонам, многое становится понятно: куда двигаться дальше и что делать. Поэтому мое решение об обучении связано, прежде всего, с этим отпуском.
Отчасти и Лера повлияла на это. Вообще сейчас работаем с ней над четырехсерийным фильмом, который выйдет в марте-апреле этого года. В этом проекте я выступаю в качестве композитора.
- С тобой согласовывают использование твоих песен в кино? В частности, хочется спросить про появление трека «Районы-Кварталы» в фильме «Любовь в большом городе-3», где он показался не совсем к месту.
- Всё это согласовывается со мной. Мне высылают небольшие отрывки, которые дают понять, как это будет выглядеть. Изначально я отказал фильму «Любовь в большом городе – 3», но под давлением продюсеров все-таки дал согласие. Но вообще песня «Районы-Кварталы» рекордсмен по наличию в кино, так что я уже успокоился. Не придаю этому особого значения.
- Экс-продюсер «Зверей» Александр Войтинский уже снял несколько кинолент, в числе которых «Черная Молния» и «Джунгли». Тебе нравятся его фильмы?
- Если говорить как обычный зритель, то что-то у него получается, а что-то не очень. «Черная молния» - удачный проект, а вот с «Джунглями», мне кажется, не получилось. Но надо понимать, что режиссер, скажем так, человек не очень свободный. Кино гораздо сложнее, чем написание и издание музыки. Это сложный процесс, где режиссер завязан с инвесторами, продюсерами, съемочной группой и актерами. Я это прочувствовал в процессе обучения. Мало твоей идеи – работает большая команда. Назвать Войтинского плохим режиссером я не могу. Все-таки это очень сложный процесс и не все зависит от него.
- Почему последние клипы «Зверей» перестали быть игровыми?
- Мы думаем над тем, будет ли следующее видео игровым. Такие клипы крайне редки не только в отечественном, но и в мировом шоу-бизнесе. Сюжетный игровой клип – это не совсем просто. Это форма короткометражки. Создать это достаточно тяжело. Не на каждую песню можно снять игровое видео с сюжетом. Нужно сидеть и придумывать драматургию. Но я понимаю, что такие клипы намного лучше воспринимаются публикой.
Расстались с лейблом
- Расскажи подробнее о причинах расставания с Navigator Records. Что стало отправной точкой к разрыву отношений?
- Не могу сказать, когда конкретно это произошло. Наверное, года полтора-два назад. Дело в том, что в СМИ было сказано, что мы уходим от продюсера. Но Navigator Records в этой роли никогда не выступал. Продюсером изначально был Саша Войтинский, а потом он занялся кино, и я остался один. Navigator Records выполнял функцию дистрибьютера, занимался концертной деятельностью и издавал альбомы. Сейчас же сам диск как носитель исчез и превратился в сувенирную продукцию.
- То есть в дальнейшем вы будете выпускать пластинки так же, как и «Звери Лучшие», когда добавлена какая-то сувенирная деталь?
- Да. Собственно говоря, весь продакшн альбома «Звери Лучшие» и предыдущего лежал на наших плечах. «Звери» занимались и оформлением пластинки и дизайном.
- Почему по Первому каналу так и не был показан юбилейный концерт «Зверей», посвященный 10-летию группы? Может быть, это недоработка Navigator Records?
- В первую очередь это вопрос к телеканалу. Вполне возможно, что это недоработал и Navigator Records. Я этим не занимался. Мы как-то приходили раз к Аксюте по поводу эфира. Я уже забыл о концерте и не расстраиваюсь.
- А ты собираешься выкладывать отдельно видеоинсталяцию «Фабрики Грез» в хорошем качестве, снабженную музыкальным треком, которую вы делали к юбилейному выступлению?
- Нет, мы делали это специально к концерту и отдельно его выкладывать не собираюсь.
- Ты неоднократно заявлял о продюсировании молодых исполнителей и открытии продюсерского центра. Каким образом к тебе можно попасть молодым музыкантам?
- Продюсерский центр – актуальная вещь. Может быть, в течение года мы его попытаемся создать, чтобы желающие могли получить ответ или консультацию о том, делать что-то дальше или нет. Это сложный процесс. Ты сталкиваешься с творческим человеком. Я же помогаю именно тем, кто сами пишут музыку и слова, а также исполняют. Мне не интересно брать девочку, которая хорошо поет, и покупать для нее песни и создавать аранжировку.
- Уже с кем-то работаешь?
- Я не могу этого говорить, потому что моя задача проконсультировать, открыть какие-то двери и дать человеку полноценную информацию, которой он не владеет и ни в коем случае не клеймить артистов «протеже Ромы Зверя». Я помогаю этому человеку. Консультирую, связываю с людьми, которые могут сделать видео. Может быть, что-то сам делаю, но ни в коем случае не вторгаюсь в его творчество. Работа сейчас ведется с двумя артистами. Я их случайно увидел и услышал. Их несколько песен мне понравились. В частности, мне пришлись по душе идея, стиль и искренность. Вы их услышите ближе к лету.
Возвращение к концертам
- Во время апрельского концерта группы в «А2» ожидать ли поклонникам каких-то премьер?
- Мы крайне редко играем новые песни. Хотя, конечно, такое бывает. Люди, которые приходят на концерт, хотят услышать знакомые мелодии. Как мне кажется, премьеры во время выступлений невозможно слушать. На концерте стоит шум и гам. Когда играется новая песня, люди останавливаются и начинают вслушиваться в слова, при этом никакой энергетики от них не идет. Мне кажется, что новые песни нужно слушать в наушниках наедине с собой, либо дома на колонках. Тем не менее, в Петербурге в апреле мы, может, и сыграем одну премьеру, может, две.
- В Петербурге вы как то перепели «Перемен» группы «Кино». Собираетесь ли сделать еще один ремейк?
- Я тогда давно хотел спеть что-то из репертуара Цоя, выбрали эту песню. Но еще один ремейк делать не собираюсь.
- Как-то ты упоминал о сольном от «Зверей» проекте. В конечном итоге мы его не увидели. Почему?
- Да, действительно так. Я просто занялся режиссурой. Сольный проект казался не очень нужным по большому счету. В группе «Звери» я и занимаюсь сольным проектом. Впрочем, идея такая остается. Я буду сотрудничать с молодыми музыкантами и исполнителями и вполне возможно, что в этом и будет состоять сольный проект. Просто когда-то был материал, который не подходил для «Зверей», но я и группа изменились, и он подошел. Поэтому часть сольного материала поклонники смогут увидеть в новом альбоме группы.
- Сорвались ли у вас концерты на Украине в связи с последними там событиями?
- В ближайшее время туда не собираемся. Ситуация там нестабильная. Людям не до музыки. Им надо как-то выжить и защитить свои семьи. Были переговоры о весенних концертах в Киеве, Одессе, Харькове и Донецке. Но не считаю, что нам туда надо ехать. У Украины проблема, которая пахнет гражданской войной, все это ужасно.
Вера и счастье
- В данный момент ты запустил аукцион в Сети, на котором продаешь свои старые вещи, связанные с клипами и музыкальной карьерой. Для чего это было сделано? Для благотворительности?
- Изначально я ну думал о какой-то благотворительности и о деньгах, потому что у меня их достаточно. Это придумывалось, чтобы повысить активность в соцсетях и дать людям еще один аттракцион, в котором они могут поучаствовать. Сейчас это выливается в нечто другое и, может быть, я все это прекращу. Сейчас это какие-то непонятные разговоры с вопросами, для чего и почему. Я в деньгах не нуждаюсь, но писать что средства пойдут на благотворительность тоже бессмысленно. Просто это же забавно, когда поклонник может зайти и посмотреть, что он может забрать себе. Это больше игра, а не способ заработать. Я бы не относился к этому столь серьезно, как некоторые поклонники. Просто я считаю, что единственная вменяемая форма, когда поклонник хочет получить вещь, - это аукцион. Таким образом он показывает, что хочет ее больше остальных.
- Скажи, рождение ребенка сильно изменило твою жизнь?
- Это определенный нужный этап твоего же развития. Он неизбежен, тем и прекрасен. Смотря на своего ребенка, ты вспоминаешь себя в детстве и свои отношения с родителями. Проецируешь это на него, или не проецируешь. Находишь какой-то компромисс в воспитании. Это очень интересно. Ты объясняешь ребенку, как устроен мир. Что хорошо, а что плохо. Я стараюсь быть честным по отношению к своему ребенку, по крайней мере, чтобы не было двойных стандартов. С другой стороны, я не могу ей все рассказать, как устроен мир. Он не очень складен и весел, по крайней мере для меня. Я не согласен с устройством мира. Но я же должен как-то воспитать ребенка так, чтобы он не был занудным маргиналом. О добре и о зле я попытаюсь рассказать ей в равной степени.
- В одном интервью ты сказал, что тебе ближе всего итсизм. Изменились ли твои взгляды на сегодняшний день?
- Ничего не изменилось. Если человек верит, то это неплохо. Считаю, что итсизм – тоже вера, во что-то свыше, что мозг не в силе понять и принять. Гораздо хуже, если человек не верит ни во что. Главное - верить и любить.