Художник Александр Кравчук: «В каждой вере - своя правда»

   
   

Александр - единственный художник, которому Патриарх Алексий II доверил написать свой портрет для патриаршей резиденции. Пожалуй, Кравчук оказался и единственным православным мастером, который в наше время работал и в католическом костеле.

Богу не нужны фамилии

- Когда я начинал работать в храмах, не был сильно верующим, - рассказывает Александр. - Хотя никогда особенно-то не сомневался в наличии Бога и был крещеным человеком.

Из восемнадцати моих церковных работ самая крупная была в Крипецком монастыре под Псковом. Хоть он и находится недалеко от города, дороги туда не было, потому что обитель стоит на болоте. В советское время это не помешало разрушить монастырь, а вот возродить... Во Пскове в Гендирекции по реставрации мне сказали: «Ты сначала туда съезди, и если сразу не откажешься, будем разговаривать дальше». - «Почему это я должен отказаться?» - «Да ты уже восьмой». Действительно, «съезди» оказалось сильно сказано - последние пять километров до монастыря мы шли по болоту по пояс в воде.

...Как мне потом рассказали, возрождение монастыря и даже мое появление было предсказано монахом Корнилием, а он считался пророком и был погребен в монастырском храме в 1903 году. Так вот, Корнилий предсказал, что когда его «перехоронят в нужную сторону головой», тогда начнется возрождение обители. Так случилось, что Корнилий оказался погребен головой на север, а по православному обряду нужно на восток. Провидец был перезахоронен, а монастырь уже через два года реставрации настолько возродился, что на праздновании своего 500-летия мог принять 700 гостей. К нему и дорогу сделали.

Однажды Владыка Алексий сказал: «Мне тебя хочется наградить». Я ответил, что уже награжден, потому что за меня в 18 храмах каждый день молятся: во время службы есть молитва «за создателей храма сего». В церкви я никогда под работами свою подпись не ставил: люди все равно забудут, а Бог и так знает, ему не нужны фамилии.

Для костела

Как-то я восстанавливал церковь на Западной Украине. Познакомился с поляком, который и пригласил меня в Пшемышль, поработать для костела. Мне нужно было написать два образа на холсте, чисто католические сюжеты. Один из них - «Милосердие Божие»: Христос стоит, и два луча исходят у него из сердца, второй - «Святой Иосиф с младенцем», чего в православной церкви нет, потому что Иосиф - муж Богоматери - не считается святым. Я писал образы в рост, на больших холстах, проработал над ними почти три месяца. Все это время жил в доме у священника, ксендза, он говорил по-русски и относился ко мне как к сыну. Но главным был не он, а декан, в подчинении которого находится несколько костелов. При работе в церкви нужно обязательно получить благословение, но меня предупредили, что когда декан узнал, что в костеле работает русский, православный, он вышел из себя, и что лучше не ездить к нему на благословение, потому что я его не получу. Однако мы поехали со старостой церкви, который был в роли переводчика. Декан спросил у меня: «Зачем ты сюда приехал? У нас своим негде работать». - «Я приехал задать вам только один вопрос, пан декан: как вы считаете - мой талант от Бога или нет?» Он слегка опешил, потом ответил: «Я думаю, что талант от Бога». - «Почему же вы меня гоните?» Так я стал работать, а когда закончил, пан декан приехал работу принимать. Когда они с ксендзом вышли из храма, декан по-дружески обнял меня за плечи, а ксендз сказал: «Когда я умру, в музее в Варшаве твои картины будут висеть».

   
   

Портрет Патриарха

Так сложилось, что Патриарх Алексий II предложил мне написать его портрет для патриаршей резиденции. Оговорили, что портрет будет не парадным, а в повседневном облачении. Портрет я писал долго, месяцев пять, вручение было торжественным, Патриарх подписал мне благодарственное слово.

С тех пор я занимаюсь портретом, в основном - детским. Сейчас написал уже более двадцати, скоро в Кремле откроется выставка «Лучшие проекты России», в которой я приглашен участвовать.

Смотрите также: