Санкт-Петербург, 25 марта – «АиФ-Петербург». Праздничные мероприятия продлятся весь год (см. программу), и завершатся 6 декабря - в день преставления святого Александра Невского.
О современной пастве, «православных активистах» и новом Папе Римском мы поговорили с наместником Лавры, епископом Кронштадтским Назарием (Лавриненко).
- На самом деле, решение о строительстве Лавры было принято ещё в 1704 году, - рассказывает Владыка. - А шесть лет спустя, в 1710-м, появляется и первое официальное упоминание в документах. Тогда Пётр I издал приказ строить на берегу нынешней речки Монастырки Александро-Невский монастырь. В то время считалось, что на этом месте в 1240 году войска святого князя Александра Невского разгромили шведов в Невской битве. Так что согласно светской логике годом основания Лавры нужно считать 1710-й, когда был заложен первый камень. А вот по церковным законам днём рождения считается день, когда в храме отслужили первую Божественную литургию, то есть 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1713 года.
Милостыня для мафии
«АиФ-Петербург»: - У православных начался Великий Пост. Однако всё чаще можно услышать мнение, что ограничения в еде были оправданы много лет назад, когда люди вели размеренный образ жизни. А современному человеку, с его нагрузками и постоянным стрессом, поститься не только не обязательно, но и вредно.
- И вот пришёл такой «верующий» в конце напряжённого рабочего дня домой, распахнул холодильник, отломил сырокопчёной колбаски, закусил мясными котлетками и завалился на диван смотреть фильм «Страсти Христовы». Это и есть современный взгляд на страдания Господни? Просто кощунство! И с каким настроением такой человек встретит Пасху? Чем она будет отличаться для него от других дней? Разве что наличием крашеных яиц на столе.
Конечно, основная суть Поста заключается не в ограничении в еде. Но и в этом тоже! Потому что с набитым желудком ничего не хочется делать. Какая уж там молитва! Какие уж там размышления о пути Христовом! Когда человек себя ограничивает, он невольно задаётся вопросом - а для чего я это делаю. Так он начинает размышлять - о своём духовном состоянии, своём месте в жизни. Он спрашивает себя: а каким я приду к Пасхе? А что я сделал для своего спасения? А может, это я своими грехами возвёл Христа на крест? Ведь это случилось не только 2000 лет назад, но происходит и по сей день - мы сами своими скверными поступками вбиваем гвозди в ладони Спасителя. А Пост и нужен как раз для того, чтобы оценить, где мы сейчас находимся.
«АиФ-Петербург»: - Во время Поста хочется особенно чутко относиться к окружающим, помогать нуждающимся. Однако большинство просящих милостыню на улицах города на самом деле работают на криминальные структуры. Как же быть? Следовать проповеди «просящему у тебя - дай», даже несмотря на то, что эти деньги пойдут не на благие дела?
- Если вы подаёте милостыню с тяжёлым сердцем - лучше этого не делать. Никакой пользы от такой благотворительности не будет. Лучше осмотреться вокруг, и тогда вы наверняка увидите тех, кто действительно нуждается, и кому хочется помогать искренне. Возможно, в вашем доме живут забытые старики или мать-одиночка, тянущая троих детей… Дела милосердия тоже должны быть избирательны и не вызывать чувство недоверия и отторжения.
«Защитники церкви»
«АиФ-Петербург»: - В конце 90-х народ массово хлынул в церкви. Называть себя верующим стало едва ли не «модно». При этом о храме эти прихожане знали немного. Для них священники даже термин придумали - «захожане» - заскочат в храм, поставят на бегу свечу, вот и вся вера. Что изменилось с тех пор?
- Действительно, лет 15 назад был такой феномен. Что, с одной стороны, и неплохо - кто-то всё-таки задерживался, искренне обращался в веру. С другой - в церковь нанесло много случайных людей. Мужики в малиновых пиджаках с золотыми цепями, парни в спортивных костюмах с очумевшими глазами. Спрашиваешь такого, зачем пришёл в храм - «Церковь спасать!» А то, что он сам здесь спасается, ему и в голову не приходит. Сейчас грязная пена почти сошла, люди приходят в Церковь более осмысленно, а паства в среднем помолодела лет на 20. Насколько изменился численный состав, объективно сказать сложно. В Санкт-Петербурге в несколько десятков раз выросло число храмов, поэтому естественно, что кое-где ощущается спад. Но это, скорее всего, не потому, что прихожане исчезают, они просто перераспределяются.
«АиФ-Петербург»: - В последнее время появились новые «защитники Церкви». Они избивают представителей сексуальных меньшинств, угрожают некоторым культурным деятелям и даже собираются основать Совет, который будет решать - какие выставки можно проводить в городе, а какие нет...
- Недавно три девицы вышли на пикет к музею эротики с плакатами «Я православная. Я не занимаюсь сексом». Приехала пресса, и в сюжетах их преподнесли как активисток от Церкви. Но это же бред! Естественно, они не имеют к РПЦ никакого отношения. То же касается и тех, кто пикетирует роддома, бьёт окна в музеях и так далее. Церковь выступает только против прямой хулы Святого Духа. Вы обратили внимание, что священнослужители прохладно отнеслись к инициативе по принятию закона об «оскорблении чувств верующих»? Потому что это понятие очень сложно точно определить. То, что одни расценят, как оскорбление, другие воспримут вполне благосклонно. Взять, к примеру, рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда». Я не вижу ничего предосудительного в этой постановке. Наоборот, в своё время она даже сыграла вполне положительную роль.
То же самое касается скандальных новостей - один батюшка сел за руль в нетрезвом состоянии, другой - полез в драку. Однако у нас в стране - полмиллиона священнослужителей. И что же, из-за этих двоих теперь клеймить всю православную Церковь?
«АиФ-Петербург»: - Католики избрали нового Папу. Удивлены их выбором?
- Это дело католиков, но мы надеялись, что будет избран Папа - не либерал, а сторонник традиционных взглядов. И если Франциск I и дальше не изменит своим первоначальным заявлениям, Русская Православная Церковь не останется в одиночестве. Это очень важно. Потому что мы, одни из немногих в мире, всё ещё отстаиваем библейские ценности. Некоторые православные епископы и даже главы Церквей заявляют, что «не за горами время, когда мы признаем однополые браки». Нас Господь наделил свободой выбора, однако надо помнить, что абсолютная свобода есть только у Господа. Мы же, люди, обладаем лишь её частью. А популярный сейчас лозунг «делаю, что хочу, потому что хочу» - это не свобода. А распущенность.
Главные торжества 300-летнего юбилея Александро-Невской Лавры
7 апреля
Молебен в Лазаревской усыпальнице (построена на месте первой деревянной Благовещенской церкви, где была совершена первая в обители Божественная литургия 7 апреля (25 марта по ст. ст.) 1713 г.).
Праздничная Божественная литургия в Свято-Троицком соборе.
Крестный ход от собора к Благовещенской церкви. Молебен перед Благовещенской церковью (ныне Музей городской скульптуры). Праздничный концерт с показом документального фильма «Александро-Невская Лавра - 300 лет: История и современность».
Выступление Праздничного хора Александро-Невской Лавры.
16-17 мая
В Президентской библиотеке - международная научно-практическая конференция «300 лет Александро-Невской Лавре. История и развитие церковно-государственных отношений».
12 июня
День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественная литургия в Исаакиевском соборе.
12-16 июня
Александро-Невский хоровой собор. Концерты на открытых площадках и в лучших концертных залах с участием хоровых коллективов из России и ближнего зарубежья.
12 сентября
День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.
Главные торжества юбилейного года, праздничные богослужения в храмах города. Крестный ход по Невскому проспекту, учреждённый ещё императрицей Елизаветой Петровной в 1743 г. - из Казанского собора к Александро-Невской Лавре.
Праздничные торжества на площади А. Невского с участием Святейшего Патриарха Кирилла.
6 декабря
750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.