Фолк или рок?
- Наталья, вашими музыкальными кумирами были «Куин» и «Лед Зеппелин». Почему же вы выбрали фолк-рок?
- Я не выбирала фолк-рок, честно говоря. Когда начинала писать песни, совершенно не думала, они в этом жанре, - мне потом сказали. Я и сейчас, собственно, не считаю, что «Мельница» является 100-процентно фолковой. В принципе, практически любую песню можно повернуть так, что она прозвучит более роково или более фолково: все зависит от манеры, от аранжировки. Мы стараемся с нашими песнями общаться так, чтобы, не взирая на стилистическую составляющую, заставлять их звучать максимально хорошо. А что в итоге получается, - фолк или рок – уже не очень заботит.
- Тем не менее, как вы оцениваете развитие фолк-рока в России? Можно считать эту нишу заполненной, или есть «резерв» для новых команд?
- Мне кажется, что резерв есть всегда. И, конечно, мне бы хотелось, чтобы фолк-рок в России приобретал больший профессионализм. Потому что есть некоторое количество команд, которые, по сути, особо петь и играть не умеют и не очень хотят учиться. Они не понимают, что если не поднимут свой профессиональный уровень, так и застрянут там, где они есть. Мне бы хотелось видеть больше людей, которые бы впахивали так, как Старостин, так, как Инна Желанная, так, как Пелагея.
- А на какого слушателя вы все-таки ориентируетесь? Массового, либо эдакого гурмана в музыке?
- Я ориентируюсь на слушателя, который хочет стать гурманом. Который, может быть, еще не настолько просветлен, но который хочет просветлиться, хочет учиться, хочет постигать новую культуру, старается прочитать сокрытое между строк. В общем, на кого-то любопытного.
«В училище идти испугалась»
- Наталья, насколько я знаю, у вас очень хорошее академическое образование. А интересно, почему вы сделали выбор в пользу филологии?
- Потому что я поссорилась со своей классной руководительницей, которая вела биологию. А если бы мы не поссорились, я бы пошла на биофак, потому что очень хорошо на школьном уровне разбиралась в биологии и как-то совершенно не предполагала, что пойду заниматься языками. А в итоге моей профессией стали кельтские языки.
- Но почему же вы решили не получать музыкального образования?
- Музыка началась для меня лет в семь, когда я поступила в музыкальную школу. И я практически поступила в училище, но… испугалась, когда сходила туда, повращалась там и поняла, что это страшный змеюшник. Тогда подумала: чтобы не вариться во всем этом я, наверное, согласна пожертвовать карьерой академического пианиста. Но в итоге все равно вернулась к музыке, правда, в совершенно другом качестве.
- А где учились вокалу?
- Вокалу я училась очень странно: ходила к ряду преподавателей. Сначала это были народники, причем как русские, так и ирландские. Потом в итоге я пришла к эстрадно-джазовому вокалу. И до сих пор регулярно захожу к своему преподавателю, ведь чем больше ты играешь, тем больше понимаешь, что нужно больше и лучше петь. В данном случае предела совершенству просто нет. Меня не заботят корочки о профессиональном образовании. Если я решаю, что мне нужно, звоню своему преподавателю и иду к ней.
- Несмотря на музыкальную карьеру, вы продолжаете заниматься наукой. Насколько тяжело совмещать два вида деятельности?
- Речь идет в основном о времени. Если есть время, то все нормально. Потому что голова в любом случае работает, мозги в любом случае должны не ржаветь. И опыт публичных выступлений очень помогает на конференциях и на публичных лекциях. Артистизм должен быть и в том, и в другом случае. Так что мне не кажется, что это очень сложно. Это моя жизнь, я не размышляю о ней - «ах, как она сложна!»
«Арфа – продолжение меня»
- Наталья, ваш «фирменный» образ создает арфа. Почему вы учились играть на ней в Ирландии, а не в России?
- Потому что хотела играть именно на ирландской арфе. У меня никогда не было желания играть на классической арфе с педалями, так как это две совершенно разные манеры игры. Я много раз слышала, как очень хорошие русские классические арфисты садились за арфу и пытались играть что-то из ирландской музыки. Это звучит очень качественно, но впечатление производит чрезвычайно грустное. А для того, чтобы игра не производила грустное впечатление, надо учиться в Ирландии.
Мне кажется, что для музыканта, который нашел свой инструмент, инструмент должен быть как оружие для самурая – продолжение тела. И в данном случае арфа – это действительно моя вещь, действительно продолжение меня. Я очень люблю все свои арфы. Сейчас их четыре.
- А на каком инструменте хотелось бы научиться играть?
- Я очень хочу нормально играть на грузинском чанге, который, собственно, тоже из себя представляет арфу, только перевернутую. И, наверное, я это дело осуществлю, потому что я знаю мастера чангира и музыкантов, которые проводят мастер-классы.
«До Запада расти и расти»
- Есть мнение, что российская популярная музыка во многом уступает европейской и американской – она проще и примитивнее. Вы согласны?
- Да, я тоже так считаю.
- А почему так происходит? Россия – не музыкальная страна?
- Нет, мы очень музыкальная страна, просто у нас очень сильные традиции классической музыки, а традиции популярной музыки пока что находятся в стадии становления. Речь идет о ритмической подкладке, которая редко получается настолько сложной и вместе с тем удачной, как, допустим, у людей типа Эминема или Доктора Дре. То же самое касается аранжировки: когда ты ради интереса рисуешь партитуру и сравниваешь, как сделаны знаковые для западной культуры вещи и наши хиты, то это просто видно. Я понимаю Гребенщикова, который сделал последний альбом вместе с западными музыкантами. Он действительно классно звучит – они по-другому играют. Я бы тоже сделала альбом вместе с западными музыкантами, если бы у меня была такая возможность. Потому что нам есть, куда расти.
- А как научиться играть «по-западному»?
- Мне кажется, что на Западе нет противопоставления музыки классической и популярной (а в рамках последней - рока и попсы). И мне кажется, нам тоже стоит избавиться от такой идеи (потому что в свое время попсой считались «Битлз», Моцарт, Бах и Верди) и уметь учиться у музыкантов из очень разных жанров. При этом популярная музыка не должна быть пошлой, не должна быть идиотски простой, не должна апеллировать к низменным инстинктам. Популярная музыка должна быть такой, чтобы тебя «цепляло».
«Песня для дочери готова»
- С Ирландией вас связывает не только музыка, профессия, но и семья – ваш муж родом из этой страны. Вы гастролируете, он дипломат. Насколько тяжело дается разлука? Не ставит ли супруг вас перед выбором – либо семья, либо работа?
- Нет, не ставит. Потому что ему самому нужно регулярно ездить в командировки. И мы обычно стараемся делать так: если ему нужно ехать в командировку, я уезжаю в этот момент в Россию. А когда мы оба в Женеве (там сейчас место работы Джеймса О`Шей – Прим. авт.), то, конечно, стараемся по-максимуму быть вместе.
- У вас очень красивые сценические костюмы. Кто их придумает и шьет?
- Я придумываю: либо покупаю, либо шью. Я являюсь, так скажем, одним из соучредителей и участников модной мастерской, в которой мы придумываем всякие штучки… Шьем и сценические костюмы, и коктельные платья на заказ, делаем аксессуары смешные – сумки в виде щитов, луков, валеные колечки и бусы в виде цветов… Пока у нас нет возможности выпускать одежду целыми партиями, поэтому работаем в режиме авторского ателье.
- Наталья, недавно вы предстали в новом качестве – стали мамой, у вас растет маленькая дочь. А вот интересно, вы посвящали ей песни?
- Да, конечно. Она, кстати, вообще очень любит музыкальные игрушки, подпевает. А песня для нее у меня есть. Ее, правда, никто еще не слышал. Я думаю, что она выйдет на следующем альбоме «Мельницы».
- Когда же появится новая пластинка группы?
- О, это будет еще не скоро - мы еще не начинали над ним работать. Просто у меня есть некоторое количество новых песен, которые я планирую записать на пятой пластинке «Мельницы». Осенью выйдет сольный диск, который будет называться «Леопард в городе». Материал будет знаком нашим слушателям по старым кассетным, диктофонным записям. Но мы постарались сделать аранжировки, отвечающие нашему нынешнему состоянию. В данном случае мы идем навстречу слушателям, которые как раз хотели иметь все старые песни в хорошей записи. Так что, собственно, мы это и делаем.
Смотрите также:
- Гитарист Иван Смирнов: «Мне чужд шоу-бизнес. В нем нет творчества» →
- Константин Кинчев: «Жизнь удивляет меня постоянно» →
- «Ногу Cвело!»: научим, как НЕ делать шоу-бизнес →