Артур Ваха: «Не хочу сидеть в ящике и помогать людям ужинать»

   
   

Выпьем за «тьфу-тьфу-тьфу»!

- Герой «Заповедника» ассоциируется с самим писателем, уж очень много биографических и прочих совпадений. Получается, что вам, первому на академической сцене, выпало играть Довлатова?

- Очень рад, что мне предложили эту роль. Довлатова я читал еще в самиздате: в те времена к матушке, а она режиссер, приходили в гости хорошие люди, приносили много запрещенной литературы. Я понимаю, что Довлатов, может, не самая высокая художественная литература, но поскольку он такой конкретный, точный, то читается легко.

- Актеры говорят, что интереснее играть героя, противоположного по характеру. А у вас с Довлатовым, по-моему, немало общего?

- Мне кажется, он был верным человеком, другом, мужчиной. Ну, авантюрист, конечно. Пьющие люди - все авантюристы. Он всю жизнь боролся со своим пороком, но вся жизнь на этом строится - борешься сам с собой. У меня есть два любимых тоста: «За глубину чувств и легкость бытия!», и «За любовь, не омраченную ничем». Недавно третий придумал в Таиланде: «За «тьфу-тьфу-тьфу!»

- Так вместо Пушкинских Гор, о которых написан «Заповедник», вы были в Таиланде?

- Сначала была идея поехать в Пушгоры всем составом спектакля, но не получилось. А в Таиланде я уже третий раз, люблю ту сторону света. Как-то путешествовал из Таиланда в Бирму по буддийским монастырям. В этот раз, правда, не удалось, потому что на четвертый день у меня украли в отеле все деньги, телефон, фотоаппарат... Говорят, там никогда такого не случалось. Мне повезло, я первый.

   
   

- Отпуск-то вы и сглазили?

- Ну, не такая уж это страшная беда. Есть друзья, есть шпаги! Деньги - это бумага, не надо плакать, наживу еще.

- В кризис это становится труднее?

- И раньше были такие варианты: денег так мало, что выбираешь - либо проехать на маршрутке, либо купить сигареты. И уже не думаешь о пиве или мясе. Сейчас похожие времена - мало снимается хорошего кино, на которое можно согласиться. Потому что соглашаться на «мыло», как называют сериалы… Я не знаю - может, когда-то и придется сдаться, но очень не хочется. Все-таки творчество должно быть свободным.

Нечестная слава

- Мне кажется, такой взгляд больше характерен для питерских, чем для столичных актеров.

- Москвичи очень удачно назвали это явление «ЧПХ». Я переспросил: «Чепуха?» - «Нет, чисто питерская х...я». Потому что культурой у нас считается все, что мы видим по телевизору. Мы забыли, зачем делать кино, музыку, живопись. Культура и искусство нужны для сопереживания. А я не могу сопереживать пожилому человеку, показывающему свою задницу по телевизору, не умеющему ни петь, ни танцевать и считающемуся высшим пиком нашей поп-культуры. Делается все, чтобы люди становились все тупее и тупее, чтобы не мыслили.

- Но на раскрученного актера публика идет. Театру и кино - прибыль.

- Не знаю, но у продюсеров главный критерий утверждения на роль: «Это медийное лицо». Слава Богу, что я не медийный. Мне кажется, это унизительно - каждый день сидеть у людей дома в ящике и помогать им ужинать и пить пиво. Я боюсь такой славы, потому что она нечестная. Мне очень приятно, когда люди меня узнают и говорят: «Мы были у вас на спектакле». Это гораздо радостнее, чем слышать: «Ой, а мы видели вас в «Убойной силе». Это не греет.

- Вы упомянули, что ездили по буддийским монастырям. Это греет?

- Мне интересно знакомиться с разными религиями. Все они по большому счету похожи. В какой-то момент я понял, что человеку не нужны посредники, чтобы общаться с тем, кто «наверху». В любой церкви ты попадаешь в «конструкцию» и должен ее придерживаться. Иногда это даже хуже влияет на самосознание, потому что мне достаточно тех запретов, которые у меня внутри, чтобы не совершать зло. Но не могу сказать, что я не отвечу на оплеуху. Я, может, потом подумаю, чем я ее заслужил, но если против близких людей или против меня направлено зло, то я на вызов отвечаю.

- Как-то видела вас на крутом мотоцикле. Как все байкеры, выглядели «вызывающе». Входите в их организацию?

- Я никогда не входил ни в какие организации, даже в пионеры долго не принимали, а в комсомол пришлось вступить уже на четвертом курсе Театрального института. Мотоцикл у меня не гоночный, а понтовый: руль до ушей, ноги вперед. Я на нем пока не лихачу, побаиваюсь, вот на мотороллере отрываюсь.

«Съел билетик»

- Недавно с фильмом «Европа-Азия» Ивана Дыховичного вы были на фестивале «Кинотавр». Какое впечатление оставило современное российское кино?

- Посмотрел фильм «Короткое замыкание» пяти молодых арт-хаусовских режиссеров. Они позиционировали свои работы как кино про любовь, но там ни о какой любви и речи нет. Головой ты понимаешь, что они хотят сказать, но дайте мне полюбить хоть кого-нибудь на экране - не получается! Вот картина Снежкина «Похороните меня за плинтусом» - зацепила, потому что она о людях, их отношениях, я даже «съел билетик». Это в детстве, если от сопереживания я сжевал билет, значит, фильм хороший.

- В картине Дыховичного вы со Шнуром представляете питерских актеров. Сдружились?

- Мы давно сдружились через моих друзей рок-н-ролльщиков. Я обрадовался, что летим на «Кинотавр» с Серегой - значит, будет собутыльник. А он сказал: «Знаешь, я не пью». - «Давно ли?» - «С сегодняшнего дня». И Серега всю дорогу читал «Очарованного странника» Лескова.

- А что за друзья - рок-н-ролльщики?

- Я воспитывался на этой музыке в знаменитом «Рок-клубе», дружил с Витей Цоем. Сейчас отвожу душу с Сашей Васильевым, отдыхать вместе ездим, когда получается. А вот в московской тусовке, я заметил, люди говорят только о себе. Рассказываешь о том, что тебя потрясло, удивило, обрадовало, но они не слушают: «А вот я... А вот у меня». Все начинается с «я» разве это общение? Думаешь, и зачем я ему все это рассказывал, он даже не почувствовал, не понял ничего.

- Друзей позовете на премьеру?

- Они обижаются, если не зову. Ну и, конечно, маму. Она самый большой мой критик. Если друзья ничего не скажут, или: «Нормально», то мать выдаст по полной. Я больше всего маму-то и боюсь!

Смотрите также: