Каждый из нас по-своему лошадь

   
   

Впервые в истории фестиваля победителем стала анимационная картина «Раскол». Об итогах прошедшего фестиваля и о развитии короткометражного кино в России рассказал корреспонденту «АиФ» арт-директор компании Tour de Film Алексей Дмитриев

«Зритель устал только развлекаться»

- За 4 года проведения фестиваля в России программа последнего сильнейшая. Результат оказался неожиданным. Мы думали, что борьба будет идти межу такими фильмами, как «Желание», «Граница», «Рыба-молот» и «Мозамбик», потому что обычно имеют успех трогательные фильмы с детьми. Мы, организаторы, были уверены, что зритель не будет готов 14 минут концентрироваться на анимации и очень вдумчиво ждать конца, где все и прояснится. Несмотря на то, что в России победила «Рыба-молот», она опередила «Раскол» всего на 8 голосов. В мире тоже был совсем небольшой отрыв, но уже у «Раскола».
«Раскол» французского режиссера Жереми Клапена - это первый анимационный фильм, который побеждает на Манхэттене. Почему российский зритель голосовал за него? Наверное, потому что он уже отошел от желания только развлекаться. Да и мультфильм настолько удачен технически и концептуально, что все категории граждан поразил до глубины души. Такая игра слов «я не в себе»… Фильм снят про реально существующего человека – друга режиссера Поля Анри. Это картина о человеке, в которого попал метеорит, и герой оказался в 91 сантиметре от самого себя. Такое легкое безумие, в которое впадает герой анимации, притягательно тем, что оно дает человеку измененное самоощущение: ты не совсем понимаешь, кто ты есть, что делать, куда дальше двигаться. 91 сантиметр между собой и собой идеальным – эта метафора. Наверное, каждый человек чувствовал в какой-то момент жизни, что что-то происходит не так. Каждый узнал себя в какой-то мере, надеюсь не в полной, в этом герое. В конце фильма выясняется, что проблема в голове у Анри: он страдает шизофренией. Но на самом деле, фильм оптимистичный. Это ясный монолог человека, осознающего свое положение и не видящего в этом конца жизни:  нужно привыкнуть и жить дальше!
Безусловно, анимация дает огромные возможности для самовыражения, все больше людей ее любят и все больше людей начинают в этой технике работать. Но вряд ли «Раскол» выиграл из-за этого. Анимации сложно соревноваться среди большого количества игрового кино. Если мультик побеждает, значит, он действительно лучший, без всяких вопросов.

В «Родине» - переаншлаги

- Можно сказать, что одновременно с «Расколом» к финалу пришел британский фильм Сэма Донована. Герой «Рыбы-молота» мальчик Борис сталкивается со странной ситуацией: его мама уходит от папы, но к почему-то девушке. На протяжении всего фильма Борис пытается примирить родителей. Картина сочетает все: хорошую кинематографию, отличных актеров, английский юмор, интересную проблему, занимательный сюжет. Это проникновенный и добрый фильм, который говорит о серьезном, но не вводят зрителя в депрессию. И хотя в конце фильма решение проблемы не найдено, у смотрящего возникает уверенность в том, что как только герои выйдут за кадр, ситуация разрешится.


История Манхэттенского фестиваля в нашей стране началась 4 года назад. Марина Короткова, сегодня директор фестиваля в России, познакомилась с директором Манхэттенского фестиваля Николасом Мейсоном. И они решили устроить показ короткометражек в России. Нику хотелось посмотреть, как пойдет фестиваль на  еще не освоенной российской территории. В итоге первый показ 2006 года прошел только в Петербурге, а со следующего года фестиваль стал приходить и в другие российские города. В этом году короткометражное кино было показано в 15 городах страны, кроме того мы захватили Минск, и везде все прошло на ура.
Вообще можно сказать, что это самый посещаемый кинофестиваль в Петербурге и в России. В этом году в «Родине» было 6 показов, на них пришло 3 тысячи человек, то есть каждый сеанс сопровождался переаншлагом (зал рассчитан на 460 мест). Вторым кинотеатром, который участвовал в показе короткометражек, был «Мираж Синема в Озерках». Его небольшой зал позволил посмотреть фестивальную программу пятистам – шестистам петербуржцам. Во всей России, по предварительных подсчетам, картины увидело около 20 тысяч человек, и в Белоруссии около тысячи.
Прогнозы на следующий год – охват не менее 30 городов, более сильная и более цельная и продуманная программа и желательно полный зал по  всей стране. Последнее важно не с денежной точки зрения, а просто хочется, чтобы расширялись горизонты зрителей, чтобы люди ходили не только в большие кинотеатры на фильмы с Гошей Куценко, но хотя бы изредка пытались увидеть что-то другое.

«Короткий метр – поле для экспериментов»



- Если говорить о российском короткометражном кино, то развития пока я не вижу никакого. Можно рассматривать анимацию как самый сильный жанр, но все равно, кроме нескольких имен, более или менее успешно выступающих на фестивалях, похвастаться, к сожалению, некем. Дело в том, что все хотят сразу стать большими режиссерами и начинают играть с темами, которые им не по плечу. Плюс ко всему этому техническая неоснащенность. Очень мало студентов ходит на показы короткометражного кино. А поход на фестиваль – это дешевый билет к получению или, по крайней мере, просмотру очень интересных чужих идей.
Короткий метр – это поле для экспериментов. Например, Мишель Гондри начинал с music video, а теперь он самый интересный французский режиссер. Очень часто короткий метр становится пробным камнем, а потом ступенькой в большое кино или хорошими идеями привлекает внимание крупных студий. Для большого кино короткометражка - важная часть жизни, это площадка, на которой можно экспериментировать с идеями, конструкциями, сюжетами.

 

Смотрите также: