Сергей Стадлер: «Мы живем в музыкальном мусоре»

   
   

Завершившийся вчера международный фестиваль, которым он руководит, проходил «Под знаком вечности». Правда, даже самые яркие звёзды оперы сегодня охотно выступают в дуэте с артистами эстрады. Нетребко - с Киркоровым, Хворостовский - с Крутым, Монсеррат Кабалье - с Басковым…

- Это их выбор, - говорит Сергей Стадлер. - Я бы этого не делал. Они унижают себя, свой профессиональный уровень. Существует и моральная сторона. Не каждому дано попасть на этот олимп. Поэтому естественно, что люди, которые поднялись на вершину, пользуются популярностью. Они сами тоже очень многим в жизни пожертвовали ради своей профессии. И вот так себя принижать, наверное, не стоило бы.

- "АиФ-Петербург": Очевидно, сложно устоять перед искушением. В оперном театре тебя слышат от силы одна-две тысячи человек, а по телевидению - миллионы.

- Сергей СТАДЛЕР: Распространение вширь - это утрата высоты. Певец серьёзен тогда, когда его голос свободно звучит в опере или концертном зале. А он встаёт на одну доску с людьми, которые чаще всего не имеют не то что музыкального образования, но и элементарного слуха.

- "АиФ-Петербург": В наши дни это не преграда. Песню запросто «сделают» микрофон и тонны аппаратуры.

- С. С.: Для того чтобы выйти в Гранд-Опера в Париже и спеть Маргариту в «Фаусте», нужно жизнь положить. Это годы учёбы, высокого профессионального уровня, который требует постоянной поддержки. Такие артисты живут, как большие спортсмены. В тяжёлом режиме и на самоотречении, от многого отказываясь и ограничивая себя практически во всём. Люди им завидуют, однако завидовать нечему. Это судьба интересная, но очень трудная. Ведь голос - инструмент, который находится внутри. Надо уметь с ним обращаться, поддерживать звучание.

   
   

А люди, которые на эстраде, как правило, мало что умеют. Конечно, у них есть способности, даже талант. Но этот талант заключается в том, чтобы получше себя представить и подороже продать. Это тоже надо уметь - чтобы ты ничего не мог, а тебя все знали.

Автограф… у обезьяны

- "АиФ-Петербург": Позволю с вами не согласиться. Недавно в Петербурге обладатель шестнадцати «Грэмми» Стинг выступал с Королевским филармоническим оркестром. На этот подвиг его лично «благословила» Елизавета II.

- С. С.: Сейчас это модно - выйти в сопровождении классики. Но лучше бы он пел со своим ансамблем. Не надо ему с серьёзными музыкантами рядом стоять. Проблема в том, что у нас публика хочет быть обманутой! Она идёт и слушает с восторгом концерт под фонограмму. Сейчас такое время: если по телевидению каждый день показывать обезьяну, через месяц у неё будут брать автографы. Вот состояние, в котором находятся наши «блестящие» шоу. В мире такого безобразия нет. Но всё пройдёт, и довольно быстро. Ведь эстрада даже того времени, когда я рос, была другая. Тот же молодой Кобзон - блестящий профессионал.

- "АиФ-Петербург": Сегодня классику и в опере порой не узнать. Онегин стреляется с Ленским в ресторане, Татьяна напоминает девушку лёгкого поведения. Елена Образцова отказалась в Италии от контракта с большими деньгами, когда узнала, что её Кармен - проститутка.

- С. С.: Здесь две стороны медали. С одной - шоковый эпатаж. В мюнхенской постановке «Риголетто» действие происходит на планете обезьян. События в «Аиде», уже в другом театре, разворачиваются на американском корабле. Так что нередко возникает ощущение, что тот или иной оперный режиссёр психически нездоров.

С другой - среди этих режиссёров находятся потрясающие личности. И здесь многое зависит от уровня таланта. Конечно, поставить большой настоящий спектакль трудно. Поэтому чаще скатываются в экстрим. А люди этим уже наелись.

- "АиФ-Петербург": Может, и не надо людям оперу? Все заняты своими проблемами, а вы предлагаете «напрягаться», включать интеллект.

- С. С.: Аншлаги в театрах мира говорят о другом. Хотя искусство, по сути, элитарно и всегда было рассчитано на узкий круг специально образованной публики. А сейчас люди выбирают более привычный для себя музыкальный шум. Большинство повально слушает не конкретного исполнителя, а радиоволны. То есть постоянно живёт в мире музыкального мусора.

Люди легковерны

- "АиФ-Петербург": Вы - вундеркинд и очень рано вышли на сцену. Так же начинали Кисин, Осетинская, Култышев. Но о них не слышно.

- С. С.: Напротив: Кисин - один из самых востребованных музыкантов в мире. У Култышева тоже всё хорошо. Он получил престижную премию на конкурсе им. Чайковского, готовится к конкурсу Шопена. У Полины тоже всё сложилось благополучно. Сейчас много возможностей стать популярным, и люди стремятся к этому всеми силами. А новых артистов их продюсеры часто пытаются представить непременно как будущую звезду.

В итоге происходит девальвация этого понятия. Люди у нас очень легковерны.

- "АиФ-Петербург": Тем не менее многие родители по-прежнему видят в своих детях юных Ойстрахов.

- С. С.: Это выбор и ответственность родителей. На скрипке надо заниматься с пяти лет, а в это время ребёнок сам ничего не может решить. Взрослые должны разглядеть способности и понять, что они хотят. Если ребёнок сам себе предоставлен - скорее всего, ничего не получится. Этим объясняется, что чаще успеха достигают дети из музыкальных семей. Не потому что талант передаётся, а потому, что папа и мама с ним постоянно сидят. Мне повезло: я из музыкальной семьи, я жил и живу в этой профессии.

Смотрите также: