Любовь на уровне шашлыка
- "АиФ-Петербург": Борис Валентинович, а что такое «Петербургский текст»?
- Б. АВЕРИН: Это не литература, написанная в Петербурге, это особое пространство, где сошлись архитектура, скульптура, литература, мода, реки и каналы... Всё это влияет на горожанина.
- "АиФ-Петербург": Вы хотите сказать, что петербуржцы - люди очень культурные?
- Б. А.: Культурная жизнь города странная, она сосредоточена в музеях, театрах, но всё это существует по отдельности. А теневая сторона современной культуры поведения - чудовищна. Вот пример. Еду в такси, водитель-женщина разоткровенничалась: «Вчера мы пошли в лес, жарили шашлык, занялись сексом». То, что раньше называлось любовью, стало мероприятием на уровне шашлыка!
- "АиФ-Петербург": В чём же причины «чудовищного» падения?
- Б. А.: Отсутствие идеалов, агрессивность. Тоталитарные режимы вбивали идеологию марксизма. Теперь наше сознание обработано гораздо сильнее - нас отучают думать, да и чувствовать. За 20-30 секунд СМИ тебе дают информацию. Сосредоточиться некогда.
А для молодёжи виртуальный мир победил реальный: за компьютером интереснее, чем в жизни. Мы даже не представляем, насколько это и физически калечит. Недавно я лежал в больнице, в палате - ещё пятеро молодых людей, у всех - болезнь позвоночника. Как говорит врач, оттого, что все они много часов проводили «в позе банана на диване», с ноутбуком на животе.
- "АиФ-Петербург": Вы преподаёте в Университете. На молодёжь есть надежда?
- Б. А.: Я сорок лет преподаю, за это время прошло как минимум три поколения. Современные студенты-интеллектуалы превосходят нас! Я только в 40 лет получил возможность прочесть Набокова, Хайдеггера - в 50, а они всё это знают. Знание двух-трёх языков - норма.
Но! Встречаю знакомого учёного-биолога, он рассказывает, что зарплата - семь с половиной тысяч. Ушёл бы, но идёт важный эксперимент, если удастся - это уровень Нобелевской премии. Я его угостил в кафе. Встречаю через год, он заявляет: «Теперь я могу тебя угостить. Для одной фирмы два раза в месяц делаю анализ нефти, платят 30 тысяч». Благодаря этому продолжает эксперимент.
Народ «с избытком»
- "АиФ-Петербург": В советское время был штамп: «Мы - самая читающая нация». Сейчас другой: «Мы читать перестали». Согласны?
- Б. А.: На самом деле литературу покупают самую разную! Но многие люди, если книги нет в Интернете, и не прочтут. Заявляю: хороших новых книг в Интернете нет.
- "АиФ-Петербург": Как же книге пробиться к широкому читателю?
- О хорошей книге люди друг другу рассказывают! Эта реклама действует эффективнее, чем любая другая. Вот порекомендовали мне «Жизнь - сапожок непарный» Тамары Петкевич, я - друзьям, студентам, и пошла волна. По моему мнению, если брать литературу, музыку - Россия переживает культурный взлёт! Но он существует помимо государства. Оно не вмешивается.
- "АиФ-Петербург": У нас многие деятели культуры чувствуют себя потерянными, невостребованными.
- Б. А.: Уж очень мы талантливый народ, с избытком. Когда я вижу сотни рукописей, приходящих в журналы, думаю - когда же это прочтут? Начинающий «творец», действительно, несколько лет остаётся невостребованным, и, случается, пропадает. Но надо терпеть и знать, что главная задача - создать продукт. А потом выбрать для себя стезю: или доказывай, что гений, ходи по издательствам, или прилепись к группе единомышленников, или сиди и надейся, что когда-нибудь тебя оценят. Но и сейчас в издательствах сидят умные редакторы, и ждут, когда придут Чехов и Платонов…
Смотрите также:
- Виктор Тихомиров: Героизм на рынке не востребован, зато плодится депрессивное искусство →
- Александр Мелихов: "Мы утратили способность жить сильными чувствами" →
- «Чипсы» для мозга. Как бедный язык порождает скудное мышление →