«Самсон онлайн»
Этот год с полным правом можно назвать «музейным», потому что двери распахнули сразу несколько новых: два из них посвящены современному искусству - «Эрарта» и «Новый музей», на Елагином острове расположился «Музей стекла», переезжает в специально приспособленное здание Военно-Морской, после реставрации открылись Музей-квартира Шаляпина, павильон Венеры и Водный лабиринт в Гатчине.
…Кажется, ну что нового может быть в музее, вот уж консервативное учреждение! Но поднявшиеся на «Олимп» доказали, что музеи настолько изменились, что стали самыми передовыми по внедрению новых технологий. Эрмитаж и Русский музей уже несколько лет открывают виртуальные филиалы по всему миру, но вот сенсация сезона - петергофский проект «Самсон онлайн», круглосуточная видеоинсталляция панорамы Большого каскада. «Самсон» попал на сайты лучших вэб-камер мира и вошёл в десятку лидеров! За проект заповедник «Петергоф» получил «Мнемозину».
Кстати: большинство музеев имеют в Интернете свои сайты, на которых можно сидеть часами, настолько интересна информация по истории, экспонатам, выставкам. Можно задавать вопросы.
Город в шкатулке
По словам Михаила Пиотровского, «музей - это творчество, создание нового… Мы воспитываем, сохраняем, развиваем историческое достоинство народа и каждого отдельного человека». В этом году воспитание «исторического достоинства» во многом было связано с юбилеем Победы. Музеи работали креативно: были уникальные выставки и проекты. Победителем стал «Музей политической истории», показавший «Другую войну», раскрывший тему искусства в Великой Отечественной, пропаганды и контрпропаганды, а также рассказывавший о войне детям.
Работа с детьми - одна из главных задач всех музеев. Вот где увлекательно и наглядно познакомят с историей города, искусства, древнего и современного мира. Жаль, не все родители эту возможность используют. Но и взрослых не оторвать от экспозиции «Весь Каменноостровский проспект в одной шкатулке» в Музее истории Петербурга, каждый рад почувствовать себя званым «В гостях у императрицы Марии Фёдоровны» в Елагиноостровском дворце. «Мнемозину» получил Эрмитаж, который уже пять лет занимается со слепыми и слабовидящими детьми города и области по программе «Прошлое на кончиках пальцев».
Кстати: по международной конвенции о правах инвалидов слепые имеют право дотрагиваться до экспонатов. Многие музеи оснащены всем необходимым оборудованием для инвалидов, работа продолжается.
Не «мёртвым грузом»!
Интересно, что самое большое число претендентов - четырнадцать! - оказалось в номинации «Музейная книга». Тут и Союз писателей может позавидовать. Представлены научные труды, альбомы, путеводители, каталоги и даже книжка «Бендер - Невский франт», написанная А. Котовым, директором народного литературного музея Остапа Бендера. «Мнемозину» получило научно-популярное иллюстрированное издание «Судьбы людей. Ленинградское дело» Музея политической истории. Создатели рассказали, что у них душа болела за этот материал: его слишком много, чтобы представить в экспозиции, совесть не позволяла оставить мёртвым грузом в фондах.
Кстати: в музейных экспозициях - из-за недостатка площадей - представляют лишь 3-5 % от хранящегося в фондах.
Возвращение дворцов
На награду в номинации «Выставка года» претендовали не только сами выставки, но и новые экспозиции, и даже - целый дворец: Фермерский в Петергофе. 19 июля он распахнул двери после семилетней реставрации. Когда-то это был «любимый дом» Александра II, он специально собирал для него произведения искусства. До нашего времени дошли только 10 мемориальных вещей! Коллектив провёл титаническую работу, чтобы наполнить интерьеры подлинниками ушедшей эпохи, за что и получил «Мнемозину».
Ну а главную номинацию - «Музей года» выиграл заповедник «Царское Село». К своему трехсотлетию в июне музею наконец-то вернули Александровский дворец, в Екатерининском отреставрировали 20 залов, в парке открыли павильоны «Эрмитаж», «Турецкую баню», «Концертный зал»… Коллектив работал дни и ночи. «Иногда казалось - не успеем, - говорит директор Ольга Таратынова. - Но - успели всё!»
Справились еще и потому, что многие годы музей твёрдо вёл к цели Иван Саутов, подвижник, возглавлявший коллектив целых 20 лет, не доживший до праздника. Специальному призу «За реставрацию» присвоено имя И. П. Саутова, а получил его Эрмитаж, где отреставрировали стеклярусное панно из Китайского дворца в Ораниенбауме. В начале декабря в Эрмитаже этот фантастический экспонат смогут увидеть все желающие.
Кстати: в Петербурге 182 музея, в них работают почти 10 тысяч сотрудников, так же, как в Париже или Риме. Но средняя зарплата нашего музейщика 8-9 тысяч рублей.
Смотрите также:
- От варежки до иллюзий. В Петербурге каждый год открываются новые музеи →
- Загадка Русского музея →
- Сенсации Эрмитажа →