Честь, привилегия и потрясающий опыт
SPB.AIF.RU: – Марек, что для вас значит первый приезд оркестра романской Швейцарии в Россию? И почему оркестр еще ни разу не приезжал в нашу страну?
Марек Яновский: – Для меня большое удовольствие присутствовать на этой встрече. Я руковожу оркестром романской Швейцарии с 2005 года. И думаю, что для всех моих музыкантов и для меня самого это большая честь, привилегия и потрясающий опыт играть в этом замечательном зале, который для нас, западных людей, олицетворяет собой всю огромную русскую музыкальную традицию. У вас, конечно, холодновато, но все равно – погода прекрасная. Жаль, что не удавалось приехать к вам раньше! Если бы я руководил оркестром не с 2005 года, а хотя бы с 1990-го, а еще лучше – с 1985 года, то, конечно, я бы сделал все, что было в моих силах, чтобы эта поездка состоялась раньше!
SPB.AIF.RU: – В 90-х годах на протяжении 14-16 лет вы работали дирижером другого европейского оркестра, Филармонического оркестра Радио Франции. Это был большой опыт. Какие вам лично приносит ощущения работа с разными оркестрами? Имеет ли значение страна, в которой вы работаете? Разница в менталитете музыкантов?
Марек Яновский. – Вопрос длинный – ответ требуется длинный. Несмотря на мое польское имя, я – абсолютный продукт немецкой системы образования, в том числе и музыкального. И совершенно случайно получилось так, что я оказался в Париже и был приглашен управлять парижским оркестром французского радио, где я, действительно, продержался 16 лет, что по западным стандартам – очень длинный срок. Так получилось, что в конце 1980-х годов, особенно с распадом СССР, глобализация в мире стала развиваться быстрее в области культуры, чем в области экономики. И это имело свои положительные и отрицательные моменты. В частности, одним из последствий глобализации в области культуры стала унификация стилей. Т.е. если раньше можно было говорить о каком-то особенном стиле конкретного оркестра, то сейчас это понятие практически исчезло. Все стали как-то более или менее похожи.
«Русский оркестр играет русским звуком»
SPB.AIF.RU: – Что вы имеете в виду под «национальным подходом к культуре»? Это какая-то особая традиция исполнения? Сейчас оркестр Юрия Темирканова выезжает на гастроли, а мы получаем рецензии: «Русский оркестр играет русским звуком», «Такого эмоционального исполнения, как у русского оркестра, нет ни у кого в мире»… При этом не секрет, что духовая школа сильнее во Франции и в Германии. Хотя унификация в исполнение есть. Но, может, это пока только болезнь роста, а со временем каждая исполнительская школа сможет оценить свою культуру…?
Марек Яновский: – Мое ограниченное знание особенностей русской, а тем более, санкт-петербургской исполнительской школы не позволяют мне как-то пространно рассуждать о том, о чем вы меня спрашиваете. Но единственное, что могу сказать – бывшие соцстраны (Польша, Чехия и другие), вошедшие теперь в открытый европейский свободный рынок искусств, всегда немного отставали в техническом исполнении от стран англо-саксонской традиции. Конечно, мы находимся в переходном периоде, но я абсолютно убежден, что этот переход не приведет нас к прежнему национальному подходу к культуре.
SPB.AIF.RU: – Скажите, это хорошо или плохо?
Марек Яновский. – И то, и другое. Потому что, с одной стороны, это открывает двери для выражения разных взглядов на разные культуры, но с другой стороны приводит к уничтожению этнических особенностей разных культур, в том числе, и в области музыки. Но это уже данность, с которой приходиться жить и мириться. Изменить это мы уже не можем. Значит, нужно пытаться извлечь из этого наибольшую пользу.
Наше досье
Марек Яновский – немецкий дирижёр польского происхождения. Вырос в Германии. Первый значительный пост получил в 1973 году, заняв место генеральмузикдиректора во Фрайбурге. Затем в 1975 – 1979 годах работал в этом же качестве в Дортмунде. В 1983 – 1986гг. возглавлял Ливерпульский филармонический оркестр, затем в 1986 – 1990 годах Гюрцених-оркестр в Кёльне. Одновременно в 1984 году Яновский стал музыкальным руководителем Филармонического оркестра Радио Франции и находился на этом посту до 2000 года. В 2001 – 2004 годах Яновский руководил Дрезденским филармоническим оркестром. В настоящее время Марек Яновский стоит у руля сразу трёх коллективов: Филармонического оркестра Монте-Карло, Симфонического оркестра Берлинского радио и Оркестра романской Швейцарии. Марек Яновский – специалист по немецкой музыке XIX века, в диапазоне от Бетховена до Рихарда Штрауса, и в особенности по Брамсу и Вагнеру.
Смотрите также:
- «Мир стал теснее». Мариус Стравинский о разнице между Россией и Западом →
- Исповедь «злодея». Сергей Лейферкус – о восприятии классики →
- Юрий Темирканов растит "детей капитана Гранта" →