В Санкт-Петербурге побывал Мариус Стравинский, британский дирижёр русского происхождения и дальний родственник знаменитого композитора Игоря Стравинского.
Мариус Стравинский: - Мой дедушка по линии отца был двоюродным братом композитора, - рассказал Мариус. - Родился я в Алма-Ате, потом учился в Центральной музыкальной школе в Москве. Когда мне было десять лет, семья переехала в Лондон. Там меня отдали в музыкальную школу-интернат. В Англии я перешёл от скрипки к дирижированию. И стажировался снова в Москве, потому что в России самые лучшие педагоги.
Ну а если вернуться к Стравинскому, то, конечно, побывал в Ораниенбауме, где он родился. Молодые годы Игоря Фёдоровича были связаны с Петербургом, у меня также есть эта связь, ведь имя Мариус мне дали в честь знаменитого хореографа Мариинского театра Мариуса Петипа. Моя мама очень любила балет!
Елена Петрова, АиФ-Петербург: - Вы уже не раз дирижировали в Петербурге. А помните свой самый первый приезд?
- Это было лет 15 назад. С моим английским другом мы приехали из Москвы на выходные. Петербург произвёл такое впечатление, что до сих пор помню эти три прекрасных дня. Ну, а став дирижёром, работал с оркестрами Филармонии, Мариинского и Михайловского театров.
Публику не обманешь
- Вы много работаете на Западе, есть разница между российскими и западными оркестрами?
- Разницы всё меньше, мир стал теснее, мы учимся вместе, встречаемся на гастролях. Границы уходят, но слава Богу, что разница всё-таки есть и можно чему-то поучиться - у многих оркестров свой дух и звук.
- Говорят, что за рубежом музыканты приходят на репетиции, досконально зная партии. В России же это не всегда так.
- И на Западе не всегда. Но! В России обычно есть неделя на репетиции, а, к примеру, в Лондоне - два дня. Или ты должен знать партию, или потрясающе читать с листа. На раскачку нет ни времени, ни денег.
Командная игра действительно бывает лучше на Западе. А в России больше стремятся к первенству. Это видно в музыке, литературе.
Сейчас я работаю с Staatsballett Berlin, и когда туда пришёл, думал, что придётся вспоминать немецкий. А слышу - все общаются на русском! Ведущие солисты - из Петербурга и Москвы. Востребованность русского искусства очень высока, публику не обманешь.
Внутреннее биение
- В России репертуар более консервативный, чем на Западе?
- Есть такое. Но в последние годы это меняется. Причём мне казалось, что Петербург был более прогрессивным, чем Москва, но теперь по части современной музыки столица лидирует. Правда, и в Мариинском театре стал очень интересный репертуар. А то, что Филармония остаётся консервативной, так это тоже нормально, потому что Россия сохраняет традиции.
- Согласны с утверждением, что профессия дирижёра по физическим затратам близка к шахтёрской?
- Пример неутомимости Валерия Гергиева заставляет всех нас испытывать чувство стыда. Поэтому, если устал, нужно посмотреть на Валерия Абисаловича. Но мне больше нравится, когда есть время подумать, перевести дух, поиграть в теннис. Поставил точку в проекте, отдохнул, а потом уже идёшь дальше. В суматохе не получаю удовольствия, важно почувствовать тишину, своё внутреннее биение.
- А за политикой вы следите?
- В школе я увлекался политикой, сейчас просто стараюсь быть в курсе. Обязательно участвую во всех голосованиях, даже если мне никто не нравится - мне это кажется важным для поддержания демократии.
Я голосовал за то, чтобы Великобритания осталась в Евросоюзе. Но если большинство решило иначе, значит, так и должно быть.
А вот на музыке это событие скажется отрицательно, ведь европейские фонды вкладывали деньги во многие наши проекты, особенно в туры английских оркестров.