Примерное время чтения: 9 минут
1361

Михаил Голиков: «Дирижером помог стать футбол!»

1 октября в Международный день музыки Капелла «Таврическая» открывает новый концертный сезон. В программе принимают участие: Международный молодежный симфонический оркестр Капеллы «Таврическая», художественный руководитель и главный дирижер, лауреат международных конкурсов Михаил Голиков, а также солисты Мариинского театра, лауреаты международных конкурсов Ольга Пудова (сопрано) и Андрей Серов (бас). О том, как шла подготовка к сезону, и о том, как сложилась его профессиональная карьера, Михаил Голиков рассказал в эфире он-лайн конференции на сайте SPB.AIF.RU.

Моцарт в «Таврическом»?

«АиФ-Петербург»: – Михаил, вы открываете новый сезон именно в Международный день музыки. Расскажите, что запланировано вашим коллективом на предстоящем концерте?

Михаил Голиков: – С удовольствием всех приглашаю в Таврический дворец. Наверняка все в городе знают, что у нас есть такой замечательный дворец, тем не менее, не все знают, что там находится потрясающий зал, в котором звучит музыка с 2009 года, когда в Таврическом дворце воссоздался большой музыкальный коллектив Капелла «Таврическая».

Сейчас очень много говорят про возрождение традиций, про обращение к истории… Я как человек, очень любящий историю нашего государства, пожелал бы всем людям больше обращаться к истории, потому что многое, что вызывает у нас вопросы на сегодняшний день, уже известно – ответы были найдены уже когда-то, в прошлом. Читайте больше книг!

Так вот и я, изучая историю XVIII века, в частности, обращаясь к ярким фигурам – Екатерины II и князя Потемкина, осознал, что на самом деле век расцвета русской культурной жизни был именно тогда. В конце XVIII века не просто создавались такие культурные центры, в которых страна показывала свое лицо, но эти центры проводили еще и определенную экспансию. В частности, Потемкин возил везде с собой по всей нынешней территории Крыма ту самую Капеллу «Таврическая». Музыканты жили вместе с Потемкиным в его пределах как самая приближенная свита. А музыкантов было, между прочим, почти 300 человек! Они выступали с концертами, выступали, в том числе и для солдат. Приглашались в коллектив музыканты из Европы, очень много итальянцев, немцев, французов в Петербурге работало на тот момент.

Любопытно, что в Таврическом дворе чуть было не появился сам Моцарт! В 1790 году Потемкин начал вести с ним переговоры о приглашении его главным капельмейстером в Таврический дворец. И Моцарт дал согласие! Но не сложилось! Знаете, как это бывает… Судьба… Ушел из жизни Моцарт, и ушел из жизни Потемкин. Поэтому им вместе не удалось оказаться в Петербурге. Но ничего страшного! Сегодня мы воссоздаем этот коллектив. Вернее, он уже воссоздан. В 2009 году, к 220-летию Таврического дворца, было найдено одно из правильных, на мой взгляд, исторических решений – попробовать заново начать историю музыкального коллектива. Может быть, то, что не было закончено тогда, в XVIII веке, удастся сегодня. Мы будем доделывать те дела, которые остались не законченными. Может быть, даже найдем своего Моцарта!

И все же… Давайте вернемся к нашему предстоящему концерту. 1 октября мы открываем уже второй сезон именно в Международный день музыки, тем самым давая понять, что мы одновременно со многими музыкальными коллективами города участвуем в этом замечательном празднике. Концерт состоится при участии симфонического оркестра Капеллы «Таврическая» под моим руководством. И откроем сезон мы достаточно яркой программой.

От Моцарта до Петрова

«АиФ-Петербург»: – Список композиторов, чьи произведения вы будете исполнять, довольно разнообразный. Как подбирались произведения для программы, расскажите?

Михаил Голиков: – Да, это отдельная тема для разговора. Ведь в предстоящем концерте выступать будет не только наш оркестр, но и замечательные солисты: Ольга Пудова и Андрей Серов. С Ольгой Пудовой мне посчастливилось вместе учиться, вместе расти, вместе начинать творческий путь. За последний год очень много проектов нас связало вместе. Буквально недавно мы вернулись из гастролей по Франции. Это был, действительно, потрясающий тур. Солистка Мариинского театра Ольга Пудова была внутри оркестра, не хотела ни за какие коврижки отделяться, жить в гостинице другого класса, ездить на отдельном автомобиле. Она просила всегда быть только с оркестром, потому что в оркестре – ее друзья, ее жизнь… И это очень правильно! На каждом концерте Оля помогала раскладывать пульты музыкантам. Одной рукой эта хрупкая девушка несла литавру, а в левой руке пюпитр. Такие вот истории из жизни коллектива.

Итак, в программе первого отделения предстоящего концерта: Моцарт, Верди, Пуччини. Второе отделение мы начнем с произведений композитора-романтика Рихарда Штрауса, дальше будут фрагменты из сочинений Прокофьева и Шостаковича, затем мы плавно перейдем к Андрею Петрову. Будут и произведения Бернстайна и Гершвина.

Дирижер – это словно Копперфилд

«АиФ-Петербург»: – Михаил, давайте теперь поговорим с вами о профессии дирижера. Вы человек молодой, а уже руководите симфоническим оркестром, как удалось достичь этого результата?

Михаил Голиков: – Многие к этому возрасту добивались и большего. Дирижер – это словно Копперфилд – все могут повторить, но не у всех получается. Хотя, это правда, что действия дирижера можно повторить. (Улыбается.) И я, поскольку в своей жизни уже и преподавал в Институте культуры почти 6 лет, считаю, что все-таки дирижеру, чтобы быть преподавателем, нужно пройти свой большой путь, и потом – надо освободиться от желания самому быть на сцене и начать полностью отдавать себя преподаванию.

Для всех авторитетно заявляю, как человек, дважды закончивший Консерваторию, научиться махать руками может и обезьяна. Но вот проблема в том, что дирижерами все-таки рождаются. Ими трудно становиться. Нужно чтобы был определенный набор личностных качеств. Надо научиться управлять людьми! Причем – без слов, без палок, пряников, кнутов, репрессий. Можно, конечно, всем музыкантам дать большие зарплаты, обязать их заниматься – они создадут хороший коллектив. Но, как правило, такой коллектив – недолговечен. Это на кафедре дирижирования Санкт-Петербургской консерватории называется «дирижированием под музыку». А вот задача настоящего дирижера – просто встать за пульт и поднять руки… Дирижер – это профессия. Профессия большая и глубокая.

Хочу отметить, что тому, кто хочет стать дирижером, надо уметь обучаться. Просто сесть и ждать, что тебе все расскажут, а потом ты начнешь дирижировать, не получится. Надо уметь брать, уметь смотреть, уметь анализировать себя и все, что происходит вокруг. При этом нельзя рассуждать: «Я хороший, а вокруг все плохие или я – плохой, вокруг все хорошие». Надо уметь находить правильный баланс между тем, что хорошо и что плохо.

Амплуа на поле – диспетчер команды

«АиФ-Петербург»: – А вы в какой момент поняли, как этот баланс найти?

Михаил Голиков: – А кто вам сказал, что я понял, как этот баланс найти? (Улыбается.) Я вам этого не говорил. Это тоже одна из загадок профессии. Ей можно обучаться всю жизнь. И некоторые великие дирижеры только к концу жизни признались, что они наконец-то, по их мнению, стали дирижерами. Они об этом говорили в 50 лет, в 60 лет. И я их прекрасно понимаю. Ведь дирижер – профессия одна из самых молодых в музыке. Дирижер повернулся к оркестру и стал дирижировать только в XIX веке. XX век – век яркого и динамичного развития дирижирования. В первую очередь, это относится к послевоенным годам, когда в Америке появилось много оркестров. Появилась необходимость использования музыки в разных идеологических и социальных целях. Тогда-то и появился дирижер как конкретный класс. И этот класс, естественно, претерпевал разные пертурбации. Дирижер был и просто коллегой музыкантов, он был и страшным диктатором.

«АиФ-Петербург»: – Расскажите, как вы стали дирижером?

Михаил Голиков: – Меня направил на стезю дирижерскую футбол! Я занимался музыкой с 4-х лет. Учился в школе при Санкт-Петербургской консерватории как пианист. Играл на рояле. При этом, как и многие ребята, – играл в футбол с большим азартом и удовольствием. Меня заметил тренер одной молодежной футбольной команды на стадионе им. Лесгафта и пригласил в команду играть. Тогда мне было 13 лет. Когда я пришел в футбольную команду, буквально после первой тренировки наш футбольный наставник всех игроков собрал и стал распределять амплуа. «Ты будешь крайний нападающий, эти ребята – защитники…», – сказал тренер. Я остался последним и недоумевал: «У меня какая роль на поле?» «А ты будешь дирижер!» – ответил мне тренер. И вот этот человек мне впервые об этом сказал. Хотя я думаю, что он не особо разбирался в музыке. (Улыбается.) «Как это дирижер?» – удивился я. «У тебя будет амплуа на поле – диспетчер команды – центральный полузащитник, который ведет игру, раздает все пасы… На нашем сленге это называется – дирижер команды», – сказал тренер. И я до сих пор играю в футбол! Этот вид спорта для меня ценный, потому что благодаря футболу я стал тем, кем сегодня являюсь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах