Найденный в Петербурге клад может породить «золотую лихорадку»

http://78.mvd.ru

В доме Нарышкиных-Трубецких, расположенном на улице Чайковского, проводились реставрационные работы. Вскрывая перекрытия, строители обнаружили небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания. В небольшом замурованном помещении, не обозначенном ни на одном из планов здания, работниками реставрационной фирмы было обнаружен клад - большое количество уникальных серебряных изделий - парадные сервизы Нарышкиных с фамильными клеймами. По предварительному мнению специалистов, эта находка не имеет себе равных в Петербурге по культурной и исторической значимости, сообщает пресс-служба Главного управления МВД России по Петербургу и Ленобласти.

   
   

В комнате было спрятано 40 мешков со столовым серебром с гербом Нарышкиных. В общей сложности было найдено несколько тысяч предметов. Сейчас они расположены в комнате большего размера, метров 15 на 15. Причем это помещение заполнено целиком, сообщает Фонтанка.ру. Судя по всему, семейные реликвии Нарышкиных прятались долго – судя по найденным в той же комнате газетам, на упаковку клада ушла большая часть 1917 года, от февраля до наступления Корнилова в июле, и даже позже. Некоторые реликвии хранились в специальных деревянных футлярах для столового серебра, другие были завернуты в полотняные кухонные фартуки и куски материи, пропитанные уксусом - они сохранили слабый запах, пишет «Российская газета».

Отметим, что реставраторам, которые нашли клад, получат вознаграждение. По словам руководителя кладоискательской конторы Владимира Порываева, обычно в таких случаях найденное делится пополам с государством. При этом государство может претендовать и на вест клад. Это происходит в том случае, если какая-то часть клада несет культурно-художественную ценность. А вот наследники Нарышкина на найденные семейные реликвии претендовать не смогут, сообщает «Вести ФМ».

Специалист не исключает, что эта находка может породить «золотую лихорадку». Он отметил, что в России она началась еще с конца 90-х – начала 2000-х годов. С каждым годом она нарастает. «Меня очень часто приглашают коммерческие фирмы, которые получают под реконструкцию какие-то особняки в Москве, чтобы я проверил их до того, как они начинают работать, как они запускают туда таджиков, молдаван и других гастарбайтеров. И, попадая первым в такие особняки, я уже вижу, что до меня кто-то там «поработал», - отметил Порываев.

В составе обнаруженного клада, кроме столового серебра, есть также элементы декора, например, массивные серебряные подсвечники в стиле модерн, ювелирные украшения, ордена и медали Российской империи, а также два дорожных несессера - мужской и женский.

Несмотря на то, что клад, обнаруженный в особняке Нарышкиных-Трубецких, на настоящий момент является самым большим в истории Петербурга, в Северной столице о нем никогда не ходили никакие легенды. По словам писателя, историка, автора книг «Легенды и мифы Санкт-Петербурга», «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах» Наума Синдаловского, самая известная петербургская легенда связана с кладом купцов Елисеевых, которые якобы спрятали сокровища в знаменитую люстру Елисеевского магазина, сообщает Росбалт. При этом она действительно является лишь легендой, так как достоверно известно, что люстра появилась в Елисеевском только в 30-х годах прошлого века для освещения касс.

Добавим, что в настоящий момент сотрудники петербургской полиции проводят мероприятия по обеспечению охраны клада, а также фиксацию и проверку целостности найденных ценностей. В ближайшее время клад передадут для хранения в один из петербургских музеев. Но после окончания реставрационных работ найденные ценности и посуда могут быть размещены для всеобщего обозрения в особняке Нарышкиных-Трубецких.

   
   

Справка:

Дом Нарышкиных-Трубецких был построен в XVIII веке, а затем дважды перестраивался в 1855 и 1875–1876 годах Гарольдом Боссе и Робертом Гедик. С 1750-х годов на участке дома №29 по улице Чайковского находились два дома, один из которых принадлежал прадеду Пушкина - Абраму Петровичу Ганнибалу.

После его смерти участок перешел во владение сыновей, а в 1801 году новым хозяином дома стал сенатор Иван Николаевич Неплюев, затем участок перешел к его дочери, для которой два отдельных корпуса в 1832 году были перестроены в один по проекту К. Ф. Лемана. Лишь в 1855 году дом выкупил князь Петр Никитич Трубецкой. Его супруга – Елизавета Эсперовна Белосельская-Белозерская попыталась устроить в особняке великосветский салон, однако он так и не приобрел подобную известность. А из-за финансовых проблем князь Трубецкой был вынужден сдавать дом в наем.

В 1874 году особняк приобрел зять князя Павел Павлович Демидов, но уже в следующем году перепродал его Василию Львовичу Нарышкину. Именно для Нарышкиных дом перестраивал архитектор Гедике. Во дворе сохранялся сад, а вдоль Кирочного (ныне Друскеникского) переулка были построены новые служебные корпуса. Здесь архитектором был создан большой зал на 200-250 человек. После 1917 года хозяева особняка уехали из России. Хранившиеся в нем культурные ценности, по официальным источникам, были в 1920 году перевезены в Эрмитаж, а часть картин - передана Русскому музею.  

Смотрите также: