В Царском Селе открылись Агатовые комнаты. Эта диковина не уступает, если даже не превосходит всемирно известную Янтарную комнату. Ведь подлинная Янтарная до сих пор не найдена, и мы любуемся уникальной работой современных мастеров. А вот Агатовые - их семь - время пощадило, и посетители видят шедевр именно таким, каким он был при императрице Екатерине Второй.
«Мясная яшма»
Агатовые комнаты располагаются на втором этаже павильона «Холодная баня». На первом располагался бассейн, и две «мыльни» - тёплая и горячая. А вот на втором императрица, действительно, «прохлаждалась», занималась документами, читала. Наверху никогда не было отопления, более того, окна расположены так, чтобы не было попаданий прямых солнечных лучей.
Правильнее было бы назвать комнаты яшмовыми, потому что для их украшения использовали 25 тонн разноцветной уральской и алтайской яшмы. Яшму тёмно-красного цвета с вкраплениями белого кварцита называли «мясным агатом». Ничего общего, кроме твёрдости, этот цветной камень с агатом не имеет. Однако название закрепилось.
XVIII век отмечен интересом к минералогии, императрица не осталась в стороне, поэтому и повелела архитектору Чарльзу Камерону убрать комнаты «великолепнейшим образом», используя самоцветы. Кстати, месторождения были открыты ещё в XVI веке, но тогда не умели обрабатывать эти твёрдые камни. Научились почти через двести лет.
В украшениях личных покоев императрицы использовали также натуральный и искусственный мрамор, порфир, золочёную бронзу, живопись и лепку.
Наборные паркеты состоят из 17 уникальных пород дерева. Их привезли из особняка фаворита Екатерины «покойного господина генерал-порутчика Ланского». По легенде - так дорога была императрице память о нём. Но документы свидетельствуют, что использование паркетов попросту удешевило и без того колоссальные расходы на комнаты. Двери тоже были украшены камнями, вес каждой доходил до 300 килограммов.
Работы над Агатовыми комнатами продолжались семь лет. Имена русских мастеров остались неизвестными, а ведь они проявили чудеса, к примеру, камни на стенах - это около двухсот квадратных метров, доводили до стеклянного блеска вручную.
Как говорят современные специалисты, Агатовые оказались построенными на века. Да и судьба оказалась благосклонной к шедевру.
Арийский дом «культуры»
В здание не попали бомбы и снаряды, однако когда в 1944 году сюда пришли реставраторы, они увидели безрадостную картину: «В главном зале установлена сцена, обитая холстом, балкон на толстых балках и железных стойках, безжалостно прибитых к роскошному паркету. Наборные двери в боковые кабинеты исчезли, уцелели только на портике, и те истерзаны ножом. Ниши пусты, вазы украдены. С каминов содраны бронзовые орнаменты и мраморные фигурки. Исчезла вся бронза на высоту арийского роста, выше сохранилась. В окнах сделаны амбразуры для пулемётов. В библиотеке исчезли все двери и рамы окон».
И всё-таки в целом отделка сохранилась. Реставрация началась в 1949 году, потом комнаты обновляли в 70-х, 90-х. Тем не менее в начале XXI века Агатовые пришли в аварийное состояние: каменная облицовка отходила от стен, разрушался искусственный мрамор, мучали протечки.
Музей постоянно искал средства на реставрацию, и вот несколько лет назад российские меценаты выделили беспрецедентную сумму - 270 миллионов рублей, вложилось и государство. Лучшие реставраторы всего Петербурга участвовали в работе, и, конечно, профессионалы «Янтарной мастерской». Агатовые комнаты возродили за три года.