Время останавливалось, когда танцевала Дудинская

   
   

Наталья Дудинская танцевала 33 года, а потом - практически до 90-летнего возраста служила балету, воспитав плеяду звёзд во главе с Ульяной Лопаткиной.

Уроки Вагановой

Наталья родилась в Харькове в августе 1912 года. Её мать, тоже Наталья, выступала на сцене под псевдонимом Тальери. Именно она дала дочери первые уроки танца. Талочка - как называли девочку, оказалась настолько талантливой и трудолюбивой, что мать привезла её в Ленинград - показать великой Агриппине Вагановой. Подготовка Талочки привела Агриппину Яковлевну в восхищение, и юная харьковчанка была принята сразу во второй класс хореографического училища.

Училась Дудинская самозабвенно. Нередко оставалась в балетном классе уже после того, как занятия заканчивались. Она стремилась довести технику до совершенства. Её даже стали называть «техничкой», но Ваганова понимала, что её ученица одарена и драматическим талантом.

Выпускной спектакль состоялся 22 июня 1931 года.

В балете «Корсар» Дудинская танцевала с Константином Сергеевым. Это было их первое совместное выступление. Тогда оба ещё не знали, что они прославятся как великолепнейшая балетная пара, и что станут со временем мужем и женой.

В первом же сезоне в Кировском театре Дудинской - уникальный по тем временам случай - доверили партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Затем последовала Аврора в «Спящей красавице», другие ведущие партии. Но… в это время на сцене блистала Галина Уланова, и Дудинская не без труда завоевывала своё место в театре и в сердцах зрителей.

   
   

Молодая балерина была спортивной девушкой своего времени: ныряла с десятиметровой вышки, пела под гитару, вместо диеты могла обойтись бутербродами. Она жила «на полную катушку», так же и танцевала: темпераментно, ярко, виртуозно.

Для каждой балерины важно стать первой исполнительницей той или иной партии, показать себя в современном балете. Тут уж не укроешься за «традицией». Дудинской повезло, она первой исполнила партии Мирель де Пуатье в «революционном» спектакле «Пламя Парижа», а позже - Лауренсии в одноимённом балете Вахтанга Чабукиани. Героические партии больше всего соответствовали характеру Дудинской.

В Москву не уехала

С началом блокады Кировский театр эвакуировался в Пермь. И уже в декабре 1942-го состоялась премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», в котором Наталья Михайловна танцевала ведущую партию.

…В 1944 году Галина Уланова перешла в Большой театр. Дудинскую тоже неоднократно сманивали в Москву, но она так и не согласилась.

В послевоенные годы каждое выступление Дудинской и Сергеева становилось событием. Публика валом валила, достать билеты было невозможно. А фотографии Натальи Михайловны, наряду с кинозвёздами, украшали каждый газетный киоск.

Интересно, что Дудинская стала первой партнёршей молодого Рудольфа Нуриева в Кировском театре. Они выступили в «Дон Кихоте». Правда, когда Нуриев остался за границей, Дудинской и Сергееву пришлось расхлёбывать большие неприятности. Сам же Нуриев говорил о балерине: «Время останавливалось для меня, когда она танцевала».

Наталья Михайловна была на сцене рекордные 33 года.

А в свои 54 блестяще исполнила партию злой феи Карабосс в фильме-балете «Спящая красавица». Перестав танцевать, она не оставила балет, а, как и её педагог Ваганова, посвятила себя преподаванию.

Пожалуй, никто и никогда не видел Наталью Михайловну «неприбранной». Даже дома она была причёсанной и подтянутой, хотя в последние годы передвигалась с трудом. Из окон её квартиры был виден Невский, Малая Морская. Место - сумасшедшее, но Дудинская говорила, что ей нравится, когда кипит жизнь.

Дудинская скончалась в 2003 году, ей было 90 лет. Сейчас на доме, в котором жила великая балерина, - мемориальная доска. В её квартире - офис. Похоронена Наталья Дудинская - Почётный гражданин Петербурга - на Литераторских мостках Волковского кладбища. А петербургский балет продолжает оставаться на ведущих позициях в мире. Их можно отстоять только подвижническим отношением к искусству. Таким, как у Натальи Дудинской. По оценке современников, она принадлежит к числу художников, чья жизнь - подвиг, недоступный людям заурядной воли.

Смотрите также: