Эмма Лавринович: «Артисты для нас, как любимые дети»

   
   
Речь о БКЗ «Октябрьский, который за 45 лет стал  не просто престижной концертной площадкой, но и визитной карточкой города. Как удалось удержать планку и почему здесь так нравится выступать самым ярким «звёздам» нашей эстрады?  Об этом накануне юбилея  рассказала директор - художественный руководитель БКЗ  Эмма Лавринович.
- Внешне кажется, что наша жизнь – вечный праздник. Постоянно музыка, песни, цветы… На самом деле – это завод. Пять этажей, более 300 сотрудников, огромное хозяйство, которое надо - от кондиционеров внизу, до колосников в поднебесье -  обслуживать, ремонтировать, менять трубы. Рабочий день не нормирован, нередко до 12 часов в сутки. Административная группа часто уже  в 5-6 утра дежурит на вокзале или в аэропорту, встречая артиста. А в час ночи отвозит его к поезду или самолёту. Иногда люди даже спят здесь, чтобы с рассветом начать работу. И я очень благодарна своему коллективу за преданность и беззаветность. Приходит молодежь и впитывает этот дух, традиции, болеет за общее дело.

Зажечь  «звезду»

 

«АиФ-Петербург»: -  На сцене БКЗ стартовало немало нынешних мега-звезд. Как удалось в новичках разглядеть будущие «золотые голоса»?
- К артистам мы относимся, как к любимым детям. Валерий Леонтьев начинал на нашей сцене. Сутками мы занимались его программой. Придумывали декорации, ставили свет, звук – ведь тридцать лет назад таких технических возможностей, как сейчас, не было. Все премьеры Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова тоже прошли в «Октябрьском».  Филиппа мы даже в шутку называем своим «приемным сыном». Имя Елены Ваенги, когда её еще никто не знал, вставляли в афишу многих официальных городских мероприятий. И нередко приходилось отстаивать её присутствие в звездной компании, доказывать, что знаем, как она поет и умеет общаться с любой аудиторией. Затем отдали записи Лены Алле Пугачёвой, чтобы она послушала и оценила.
«АиФ-Петербург»: -  Сегодня так же поддерживаете молодежь?
- Сейчас сложнее. Таланты у нас не перевелись, а вот желающих подставить им плечо им мало. Слишком все поставлено на поток, отдано коммерции. Произошла смена культур, отношения к людям, имеющим дарование. Тот же Валерий Леонтьев жил в Коми, участвовал в самодеятельности и без всяких связей победил в 79-м году на всесоюзном конкурсе в Ялте. Им сразу заинтересовались, на уровне государства помогли стать на ноги,  творчески развиться.  Тогда в каждом большом городе существовала концертная организация, которая помогала артистам найти зал для репетиций, сшить костюмы и т.д. Сегодня - все сам. Надо платить и чтобы показаться на радио, телевидении. Вот и получается, что приходится либо искать состоятельных спонсоров, либо рассчитывать на удачу и везение. Хотя мы стараемся сломать эти стереотипы. Творческому управлению зала, режиссерской группе понравился, например, молодой исполнитель Методие Бужор. Сейчас он успешно выступает и многие пишут о творческом взлете певца. А его просто надо было немного поддержать.

Номер для Пугачёвой



«АиФ-Петербург»: -  Говорят, что вы балуете артистов и исполняете все их капризы.
- Наша позиция:  зал для артистов – их дом. У них без конца гастроли, самолеты, гостиницы, кочевая жизнь, так почему, хотя бы ненадолго, не создать им комфорт, не пойти навстречу каким-то привычкам, привязанностям. Помните нашумевшую историю с Пугачевой, когда она просила конкретный  номер в «Прибалтийской», а ей упорно давали другой, утверждая, что тот уже занят? Ну что стоило администратору отеля  пойти навстречу, ведь этот люкс для Аллы Борисовны был особо памятен: там она жила со своей мамой, Зинаидой Архиповной, которая вскоре умерла… Когда начался конфликт, я тоже пришла в гостиницу, поднялась на злосчастный этаж. Открыли мне молодые парни, южане. Когда они узнали, в чем дело, сами были  изумлены и сказали, что с готовностью уступили бы  апартаменты без всяких вопросов.
«АиФ-Петербург»: -  Этот скандал в 1987-м году прогремел на всю страну. А в обычной жизни, есть ли у знаменитостей какие-то предпочтения?
- Иосиф Кобзон любит останавливаться в номерах «Европейской» и «Астории», связанных с историческими событиями. Газманов, Басков, Харатьян выбирают отели, где есть хорошие спортивные  и спа-комплексы. А Валерий Леонтьев всем ресторанам предпочитает буфет «Октябрьского». После шоу, которое неизменно проходит на «ура»,  грома аплодимсентов  всегда  здесь ужинает. Заказывает салаты, гречку, супчик – без всякого алкоголя. Так и говорить:  ваш  буфет – самый лучший (смеется).   
«АиФ-Петербург»: - Сегодня Пугачева, с которой вы давно дружите,  строит в Петербурге свой театр, появляются и другие мощные развлекательные комплексы. Но ведь это прямые конкуренты!
- Это конкуренция, но правильная. В городе постоянно должны создаваться  современные площадки, ну а нас каждое открытие новой сцены заставляет еще больше работать. Постоянно что-то придумывать, чтобы сохранить уровень и свою публику. Думаете это просто: построил красивое здание, поставил там технику с суперэффектами и народ пошел? Любовь зрителя еще надо заслужить,  мы своего  привечали и по-хорошему воспитывали десятки лет. Ведь у нас в основном одна и та же аудитория и мы счастливы, что оправдали доверие петербуржцев.

На шедевры нет спроса?



«АиФ-Петербург»: -  Кстати о воспитании. В своё время огромной популярностью пользовался ваш абонемент для детей «Музыка от А до Я». Его слушателями были несколько поколений маленьких ленинградцев-петербуржцев. Почему бы сейчас не продолжить традицию?
-  Несколько лет назад мы восстановили абонемент. Сделали отличную программу, ввели туда не только классику, но и лучшие образцы поп и рок музыки, пригласили известных композиторов и артистов, сами, как дети, радовались его возобновлению. Но в итоге столкнулись с проблемой – нет спроса, хотя цены установили невысокие. А ведь еще лет  20  назад родители стояли по ночам в очереди, чтобы дать возможность ребенку в увлекательной форме познакомиться с шедеврами музыкальной культуры. Да и в целом в выходные  театры, музеи, были переполнены родителями с детьми.
Сейчас в свободное время мамы-папы ведут детей в кафе с фаст-фудом, а в награду за съеденную  котлету вручают пластиковую игрушку. Так и хочется сказать: «Милые, о чем вы думаете! Поведите лучше ребенка на концерт, выставку или экскурсию, в Петербурге столько возможностей». Не слышат…  Ну а наш абонемент тогда частично выкупил один из банков и отдал воспитанникам детских домов.
«АиФ-Петербург»: -  БКЗ стал подарком городу к 50-летию октябрьской революции и создавался как аналог Кремлевского дворца съездов. Сегодня настроения другие и вам не раз предлагали изменить  «пролетарское» название.
- Такие предложения звучали, но мир знает именно концертный зал «Октябрьский». Революция здесь не при чём.  Как поется в нашем гимне, «это зал осенних цветов», который дарит радость и вдохновение артистам, зрителям, всему городу. И менять ни его, ни наш стиль мы не станем. Буем рады вас видеть в «Октябрьском»!

Ну и ну!



В 70-е годы Советский Союз налаживал культурные связи со странами Африки. В рамках обмена в «Октябрьский» пригласили фольклорный ансамбль одной из стран. В назначенный для репетиции час  танцоры в экзотических головных уборах и юбках из шкур диких животных вышли на сцену. Репетиция закончилась, а они  все продолжали бить в барабаны. Опустили занавес – снова никакой реакции.  Начался  концерт, прошло еще два часа, а африканцы по-прежнему весело стучали в бубны. Положение спас срочно вызванный атташе по культуре. Он нашёл вождя  племени, привез в зал, тот дал команду, и пляски закончились. Только тогда артисты, протанцевавшие почти полдня, спокойно и ровно дыша,  покинули сцену.     

 

Смотрите также: