«Пусть меня повесят»
Когда-то на месте Александринки были частные дома и сад Аничкова дворца. Разговоры о сооружении каменного театра в столице начались после войны 1812 года, но денег «на культуру», как всегда, не хватало. Только к весне 1818-го удалось выкупить участки у владельцев, для чего им выплатили из казны почти миллион рублей.
Проект нового театра составил Карл Росси, он был утверждён в 1828 году. В 1829-м начали устанавливать перекрытия, которые Росси - впервые в истории строительной техники - задумал сделать из металла. Тут же появились противники, причём коллеги - архитекторы и инженеры, не уверенные в надёжности конструкций. Они написали Николаю Первому. Император приостановил работу и создал комиссию для «освидетельствования проекта». Росси отреагировал остро: «Зависть и интриги торжествуют. В случае если от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил». Для испытания прочности подвесили на каждой из стропил, конечно, не архитектора, а груз весом в 40 тонн. Конструкция выдержала, и здание простояло без ремонта 175 лет, вплоть до реставрации 2006 года.
Театр построили быстро - не в пример десятилетних мук с «Мариинкой-2» - всего за четыре года.
Его роскошный фасад украсила квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном.
В оформлении зала опять сказалась нехватка средств, и убранство получилось более скромным, чем его задумывал архитектор. Росси хотел видеть зал голубым, а император - пунцовым. Тогда архитектор объявил, что пунцовой ткани в наличии нет, надо ждать, и открыть театр в срок не удастся. Николай ждать не хотел, так Росси добился своего.
Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. Театр назвали в честь супруги императора Александры Фёдоровны - «Александринским».
Испортили вид
Театр стоит в центре площади, как остров. В сквере перед ним росли небольшие стриженые деревья: Александринка просматривалась с Невского и была его украшением. Со временем разросшиеся деревья и установленный в сквере памятник Екатерине Второй закрыли прекрасный вид.
А в 1879 году на углу площади и нынешнего переулка Крылова богач Н. Басин - по собственному проекту - построил огромный доходный дом. По высоте безвкусное здание встало вровень с шедевром Росси. А в наше время с другой стороны Александринки возвели гостиницу, также не уступающую театру по высоте.
…Внутри Александринки также происходили изменения. Так как театр освещался масляными лампами, то обивка закоптилась. В 1849 году Росси всё-таки пришлось заменить её на пунцовую. Кстати, эта работа стала последней для великого зодчего. На стройке он заразился от рабочих холерой и умер 6 апреля 1849 года. Причём умер в очень стеснённых материальных обстоятельствах. Он даже просил заменить пожизненный льготный билет в 14-ю ложу Александринки деньгами. Просьбу не удовлетворили, зато заметили, что в ложе вместо зодчего оказываются посторонние. Как-то они даже затеяли драку из-за мест, и знаменитому архитектору указали, что ещё один подобный инцидент закончится для него лишением билета.
А Николай Второй, как и все другие императоры, предпочитал не «царскую ложу», в которой появлялся лишь по торжественным случаям, а выходящую прямо на сцену. Оттуда были лучше видны «хорошенькие актрисы».
Александринка и сегодня не только поражает воображение, но и - по наблюдениям Валерия Фокина: «Здание диктует определённые правила жизни, даже эстетические. Ни один режиссёр не может не учитывать в своей постановке великолепный зал. Конечно, с ним возможно и конфликтовать, и вступать в полемику. Как-то один хороший художник сказал: «Всегда хотел что-то такое сделать, чтобы нахамить этому залу!»
Смотрите также:
- Петербург. Как достается Слава, или Конь в пальто →
- Возрождение «светло-сереньковатого» →
- Возрождение "светло-сереньковатого" →