«Шкатулка с драгоценностями». Как создавались мозаики Спаса-на-Крови

Спас-на-Крови - именно такое народное название получил Храм Воскресения Христова на Крови, в стенах которого находится место смертельного ранения императора Александра II. Он единственный в своем роде не только благодаря кровавой драме, разыгравшейся 1 марта 1881 года. Сегодня – это еще и редкое в мире собрание каменного и мозаичного зодчества.

   
   

Храм поражает своим великолепием. Тот, кто впервые переступает его порог, зная печальную историю храма, готовится увидеть мрачное место памяти и скорби, а попадает в окружение ярких красок драгоценных камней и уникальных световых мозаик.

18 октября, в день, когда в 1883 году был заложен храм, SPB.AIF.RU вспоминает, как создавалась уникальная мозаичная экспозиция Спаса, которая считается одной из крупнейших коллекций в Европе. 

Стиль посадского зодчества

Уже на следующий день после убийства Александра II, 2 марта 1881 года, место гибели было решено увековечить. Территорию огородили, приставили часового. Сын погибшего, Александр III, лично контролировавший разработку проектов, отклонял все предложения именитых архитекторов, пока к нему в руки не попалась работа Альфреда Парланда. Архитектор предложил создать мемориальный комплекс в стиле русского посадского зодчества по примеру соборов Москвы и Ярославля. Сооружение должно было передавать национальный дух и символизировать единение царя и народа, прерванное коварной рукой «народовольца» Гриневицкого. В общей сложности храм сооружали 24 года, до его открытия заказчик Александр III не дожил и «принимал» работу уже внук убиенного царя – Николай II.

Идея украсить храм мозаикой родилась не сразу. В начале Парланд планировал доверить роспись стен художникам. Но вспомнился печальный опыт сооружения Исаакиевского собора. В нем часть живописи начала портиться еще до окончания строительства. И вот, спустя 11 лет после закладки Спаса, в 1894 году по авторским эскизам русских художников стали набирать мозаику, а затем переносить её на стены храма. По сравнению с росписями, мозаика более дорогой, но и более долговечный вид искусства. Как показала история, применение таких прочных материалов, как мозаика и камень, помогло храму выдержать тяжелые годы испытаний.

12 лет работ

На создание храмовой мозаики ушло 12 лет. Над ней трудились 40 мозаичистов, а её эскизы создавали 32 русских художника. Среди них такие громкие имена, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Мастера принадлежали к разным школам живописи и творили в разных стилях. Часть мозаик была выполнена в традиции академизма – это работы по эскизам Рябушкина, Кошелева, Бодаревского. Художники Васнецов и Харламов работали в стиле византийской иконописи. Стиля модерн придерживались  Нестеров и  Беляев. Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и расположенные на фасаде гербы русских городов и уездов. Гербы стали данью благодарности жителям России, передавшим на возведения храма свои личные сбережения.

 На создание храмовой мозаики ушло 12 лет.  Фото:  www.globallookpress.com

Жизнь Александра II и судьба Иисуса Христа

Несмотря на разницу стилей, сделанные по их эскизам мозаики внутри храма составили единый красочный ковер. Основная заслуга в этом – в божественной теме. Жизнь и смерть погибшего царя соотносится с жизнью и смертью Иисуса Христа. Божественной теме храма соответствует и расположение мозаик. Плафон центрального купола - это мозаичный образ Христа художника Николая Харламова, получивший название «Пантократор». В центральной части храма на стенах и сводах на голубом фоне - земная жизнь Христа. В том же месте, но уже снаружи, на фасаде здания расположены 20 памятные досок из темно-красного гранита с описанием деяний Александра II. В западной части храма, вокруг места смертельного ранения Александра II, на золотом фоне изображены сцены страданий Спасителя, Распятия и Воскресения. В восточной части на золотом фоне - сюжеты, завершающие евангельский цикл - явления Господа после Воскресения.

   
   
В восточной части на золотом фоне - сюжеты, завершающие евангельский цикл - явления Господа после Воскресения.  Фото:  www.globallookpress.com

Мозаичные иконы

В храме находится несколько десятков мозаичных икон, по которым можно изучать отечественную историю.

Невский изображён молящимся в домовой церкви.  Фото: АиФ-Петербург / Марина Константинова

На них изображены самые почитаемые русские святые - князь Владимир Киевский и княгиня Ольга, князья-мученники Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, Александр Невский. Икона «Святой Александр Невский» выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Невский изображён молящимся в домовой церкви. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж – занесенные снегом крыши домов. Снег на крышах деревянных изб должен был придать мозаике национальный колорит. Большая часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Для украшения храма мозаикой необходимо было не только создать художественный эскиз. Филигранное мастерство требовалось, чтобы перенести замысел художника на стены. На право исполнения мозаик был объявлен конкурс. Соревновались мозаичное отделение Императорской Академии художеств, известные итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиатти и «Societa Musiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер» и частная мастерская братьев Александра и Владимира Фроловых. Она и получила самый большой заказ на выполнение работ. Заказ на 800 тыс. рублей предстояло выполнить мастерам Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пудл и Вагнер». Фирма Фроловых первая в России освоила ускоренный «обратный» («венецианский») способ набора мозаики. Это метод создания масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу (кальку) в зеркальном отображении. Затем рисунок делили на части, после на каждую наклеивали смальту. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене, а швы между ними заполняли мастикой так, что даже при близком расстоянии их невозможно разглядеть и по сей день. 

Открытие храма

Торжественное открытие храма состоялось в 1907 году. С самого начала его не планировали делать приходским, т.е. публичным. Вплоть закрытия храм был единственным в своем роде собранием драгоценностей. Помимо мозаичных картин, пол, стены, своды, купола и пилоны были выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира, орлеца, украшены россыпью сибирских самоцветов и топазов. Благодаря такому сочетанию создавалось ощущение, что ты находишься в шкатулке с драгоценностями. В стенах храма никогда не крестили, не отпевали и не венчали. До 1930 года лишь ежедневно читали проповеди и служили панихиды.

Морг во время войны

Лишь малая часть богатого убранства Спаса на крови дошла до наших дней. После закрытия, советское правительство приняло решение храм снести, как не представляющий для народа никакой культурной ценности. И лишь близкое расположение жилых домов и опасная гидросистема у подножья храма убедило «ценителей» искусства отложить решение о сносе. Вскоре началась война и руководству стало не до него. В годы блокады храм продолжил выполнять свое скорбное предназначение – его использовали как морг, свозили умерших от голода ленинградцев. Во время артобстрелов храм не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил» В 1961 году в центральном куполе храма, как раз в том месте, где расположен мозаичный лик Христа «Пантократор», обнаружили немецкий фугасный снаряд, никем не замеченный он пролежал там несколько лет.

 В 1961 году в центральном куполе храма обнаружили немецкий фугасный снаряд.  Фото:  www.globallookpress.com

Подвиг реставраторов

В 1970-е началась реставрация храма. Самым трудоёмким был процесс восстановления мозаики – она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. В воссоздании утраченных фрагментов помогли эскизы, картоны и эталоны, образцы материалов, выполненные для каждой мозаичной композиции. Все эти годы, не привлекая к себе внимания, они хранились в нескольких метрах от собора – в ризнице храма, построенной по проекту того же Альфреда Парланда в 1907 году. В итоге, в 1997 храм был открыт для посещения. Реставратором удалось во многом восстановить прежний облик Спаса. Храм Воскресения Христова, как и задумывался автором, остался собирательным образом национального храма и местом памяти о трагической странице русской истории.