24 декабря состоится концерт из цикла «Из коллекции редких партитур». Впервые на консерваторской сцене прозвучат фрагменты духовной оперы А.Г. Рубинштейна «Христос» и оратория Л. Бетховена «Христос на Масличной горе». Дирижер – народный артист России Сергей Стадлер.
Опера А.Г. Рубинштейна «Христос» была написана в Германии, издана в Лейпциге в 1894 году и тогда же прозвучала в концертном исполнении на сцене консерватории Штутгарта. Семь картин оперы – это семь самых ярких и значимых эпизодов Евангелия: рождение Христа и поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Гефсиманский сад, Благовещение, искушение Христа в пустыне, Тайная вечеря, суд Пилата. Гигантская фреска - от Рождества Христова до Вознесения – эта опера требует участия громадных хоров и десятков солистов. А. Рубинштейн надеялся показать оперу в России, но не успел – композитора не стало через полгода после завершении произведения. Прозвучав единственный раз в Германии, «Христос» был обречен на более чем вековое забвение, так как партитура оперы считалась бесследно исчезнувшей. Фрагменты оперы спустя почти столетье были обнаружены в библиотеке СПбГК.
Оратория «Христос на Масличной горе» (либретто Ф.-К. Хубер, op.85) - это первое из созданных Бетховеном произведений на духовный сюжет. Оратория была написана в 1801 году, премьера состоялась в апреле 1803 года. Это одно из самых человеческих изображений Страстей Христовых. Произведение завершается в момент принятия Христом своей судьбы в Гефсиманском саду, тем самым Бетховен сделал акцент на личном выборе Иисуса. Сам композитор критически относился к своему сочинению, находя его чрезмерно драматическим. Несмотря на то, что произведение имело успех при жизни композитора, со временем оно стало исполняться все реже и реже, уйдя в тень других, более поздних и совершенных, работ Бетховена.
Смотрите также:
- Камерный хор Смольного собора в Петербурге исполнит «Страсти по Матфею» →
- Композитор и море. История известных произведений Римского-Корсакова →
- Гергиев за роялем "Seiler" →