В этом году мы празднуем 350-лет со Дня рождения Всероссийского императора Петра Великого. К этой юбилейной дате в Санкт-Петербурге подготовлено много культурных событий, одним из весьма любопытных является открывшаяся в музее - усадьбе Г. Р. Державина на набережной реки Фонтанки, 118 выставка: «Старые мастера. Путешествие во времени» из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, где организаторы выставки акцентировали внимание на преемственность высоких традиций собирательства в России.
Подробнее об экспозиции и ее особенностях рассказала куратор выставки, искусствовед Елена Карабутова.
Петр Первый был не только политическим реформатором, но и первым российским коллекционером светского искусства, который пополнял государственную сокровищницу прекрасными образцами европейской культуры. Благодаря его собирательской деятельности в России той эпохи познакомились с творчеством фламандских художников.
Экспозиция состоит из 47 произведений европейского искусства от раннего проторенессанса XIV века до барокко XVII века. Многие картины, представленные на выставке, достойны музейных собраний, а имена некоторых художников известны зрителям по собраниям Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Интересным фактом является то, что картины, которые экспонируются на выставке были собраны специалистами-профессионалами в области искусства, хорошо ориентирующимися в живописи Старых мастеров. Что заслуживает особого внимания зрителей?
Картина периода Высокого итальянского Возрождения, мастера Франческо Верла «Мадонна с младенцем Христом и грушей» художественной школы Умбрии, начала XVI века. Франческо Верла, ученик великого Пьетро Перуджино. Над атрибуцией картины продолжают работать ученые, есть версия, что картина могла быть написана Пентуриккио, которого современники сравнивали с самим Рафаэлем, оба мастера так же были учениками Перуджино.
Интересной является картина кисти художника Яна де Беера «Поклонение Пастухов» первой четверти XVI века. Этого мастера считают основоположником «романтического маньеризма» искусства Нидерландов, наряду с мастерами Квентином Массейсом и Йохамом Патиниром, и открыт он был историками искусства наряду с Вермеером совсем недавно, в начале XX века.
Зрелищно и ярко выделяется на выставке картина Франческо Марандини (1544-1597) «Святое семейство с маленьким Св. Иоанном Крестителем». Конец XVI в., известного ученика и ассистента Джорджо Вазари.
На выставке есть произведения с уникальным провенансом, это, например картина Питера де Хоха «Хозяйка и служанка в интерьере», единственная картина этого мастера в России, находящаяся в частной коллекции. Питер де Хох - голландский художник, который входит в золотую десятку Малых голландцев, наряду с Яном Вермеером и Харменс ван Рейном Рембрандтом.
Две картины, представленные на выставке «Старые мастера. Путешествие во времени» в свете развивающихся событий имеют символический смысл.
На графической работе русского архитектора Владимира Семенова изображен памятник скульптора А. Бернштама «Петру Великому с Людовиком XV на руках». Известный исторический факт, когда Петр Первый первый раз прибыл с визитом в Лувр. Маленькому королю Франции было всего 8 лет. При встрече российский царь подхватил его на руки и покачал. Народная молва тогда трактовала этот исторический факт, будто российский император держал на руках саму Европу, предлагая ей свое покровительство и защиту. Этот сюжет воплотил в своем памятнике русский скульптор А. Бернштам и в Париже в 1899 году был открыт памятник Петру Великому с малолетним королем Людовиком XV на руках. В 1917 году российский император Николай Второй выкупил памятник у французов и установил его в Петергофе. В этом же году Николай Второй отрекся от престола, и царская семья была расстреляна. Во время Великой Отечественной войны в 1945 году памятник и вовсе украли немецкие захватчики. Он восстановлен после войны и стоит на своем месте в Петергофе.
Некоторые зрители придают сакральный смысл, экспонируемой на выставке ранней иконе мастера Сиенской школы , мастерской Николо де Сенья, XIV века «Богоматерь с Христом, держащим в руках щегла» интерпретируя буквально, что теперь Европа держит на руках Россию, как духовную Спасительницу мира.