«Помпейский» стиль
Когда-то на месте Ольгина пруда в Петергофе было Охотничье болото, где охотились на дичь. В 1837 году по приказу Николая I его очистили и углубили, подсыпали берега - получился пруд, водой которого снабжали местные фонтаны. Вырытую землю использовали для намыва трёх островов - двух побольше и одного маленького. Вокруг водоёма разбили парк площадью 29 гектаров, названный Колонистским.
Один из островов сразу же передали во владение капитану Вильгельму Трувеллеру, инженеру корпуса путей сообщения, под чьим непосредственным руководством и создавался пруд. Остров стал частью его усадьбы. Инженер посадил здесь сад и построил домик с беседкой. А когда задумал возвести ещё одно здание у самой воды, выяснилось, что такой хороший кусок земли с пристанями понадобился для «государевых
нужд».
Вероятно, подобный ход событий был не по душе инженеру, вложившему в обустройство территории немало сил и средств, тем не менее с ней пришлось расстаться. Землю у Трувеллера выкупили. Домик разобрали, фруктовые деревья выкопали. Сам остров перепланировали - изменилась его восточная часть, которая теперь плавно понижалась к берегу.
Дело в том, что другой остров на этом пруду к тому времени уже принадлежал императрице Александре Фёдоровне, где в 1844 году построили Царицын павильон, предназначенный для загородного отдыха. Павильон с атриумом и бассейном в античном духе отражал увлечение императрицы Италией. Его стены и потолки были расписаны в «помпейском» стиле. Мозаичный пол одной из гостиных был привезён с раскопок в Помпее. С северной стороны здания соорудили фонтан, украшенный фигурой античного героя Нарцисса, любующегося своим отражением в воде.
Ольга плюс Карл
Можно по-разному оценивать вкусовые предпочтения царицы Александры Фёдоровны, которые ещё её современники подвергали критике, однако материнское желание поселить дочь поблизости от себя вполне понятно. Великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь Николая I, готовилась в это время к свадьбе с наследным принцем Карлом Вюртембергским, троюродным братом. Скорее всего, именно императрице принадлежала идея возвести на соседнем острове загородную резиденцию для Ольги в подарок к свадьбе.
Повинуясь воле жены, Николай I приказал петербургскому зодчему Андрею Штакеншнейдеру построить на выкупленном острове павильон, который по архитектурному стилю соответствовал бы Царицыну павильону. Строительство началось в апреле 1846 года, и за два месяца, как раз к моменту возвращения Ольги Николаевны с матерью из Палермо и незадолго до бракосочетания, павильон был подведён под крышу. Пышная свадьба состоялась в Петергофе в июле 1846 года. С тех пор павильон, остров и пруд стали называться Ольгиными.
Потом острова Царицын и Ольгин соединили паромными переправами, причалы оборудовали мраморными лестницами. Между ними на пьедестале, скрытом под водой, установили скульптуру «Купающейся нимфы». Вокруг пруда высадили аллею из серебристых ив. Пруд соединён Ольгинским каналом с вышерасположенными водоёмами, питающими его через водовод, проложенный по дну параллельного Самсониевского канала.
Интересно, что, живя уже в Штутгарте, Ольга Николаевна, королева Вюртембергская романовских кровей, пожелала, чтобы её новая королевская резиденция - вилла Берг - по своим архитектурным формам напоминала петергофский павильон, что и было сделано.