83 года назад настоящим прорывом в развлекательной индустрии стало открытие первого в Советском Союзе трехзального кинотеатра.
Кинотеатр «Москва» открылся в Ленинграде 21 апреля 1939 года и поразил горожан масштабами и пышным убранством. SPB.AIF.RU вспоминает историю здания кинотеатра, который по сей день стоит на Старо-Петергофском проспекте, забытый и заброшенный.
Зрелища вместо церкви
Современный адрес кинотеатра – Старо-Петергофский проспект, 6, но в конце 30-х годов прошлого века эта улица называлась проспектом Газа (в честь революционера Ивана Газы, который жил здесь в доме №42). Советская власть боролась с пережитками прошлого не только топонимикой, но и прямым разрушением.
На месте дома №6 с 1837 года стояла церковь Святой Екатерины, которую возводили десять лет. Проект, представленный архитектором Константином Тоном, одобрил император Николай I. Храм был построен на стыке классицизма и нового «русско-византийского стиля». В 1870 году композицию церкви дополнили шатровой колокольней. Простоять ей пришлось недолго – в 1929 году большевики ее снесли.
Несколько лет на месте храма оставался пустырь, который в конце 30-х годов решено было занять новым монументальным зданием – кинотеатром, по масштабам не имеющим равных во всех 16 республиках Союза.
Первый в стране
По части кинематографа Петербург всегда оставался первым в стране – именно в столице (тогда еще официальной) в мае 1896 года состоялся первый киносеанс, местом проведения которого стал увеселительный сад «Аквариум».
К началу XX века у зрителей уже был довольно большой выбор. В 1908 году на Кронверкском проспекте появился «Колизей». Публика посещала его активно и сетовала на маленькое фойе, в котором неизбежно возникала давка. В год открытия в «Колизее» состоялась премьера первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница». Картину проецировали на самый большой в России киноэкран. Сезон спустя кинотеатр закрылся, уступив здание цирку и скейт-рингу. В 1913 году на Невском проспекте открылся кинотеатр «Галант», через несколько лет переименованный в сохранившийся до сих пор «Колизей».
Небольшие кинотеатры были разбросаны по всему городу, но советская власть решила поставить дело на широкую ногу. В 20-30-е годы набирал силу стиль ар-деко в сталинской архитектуре. Наиболее ярко это направление как раз было развито в Ленинграде: Фрунзенский универмаг, Дворец культуры им. Кирова, кинотеатры «Москва» и «Гигант» построены именно в духе ар-деко.
«Советское массовое искусство»
Проектировать «Москву» поручили архитектору Лазарю Хидекелю, которому тогда едва исполнилось 30 лет. Общая площадь здания составила более двух тысяч квадратных метров, широкие лестничные марши и большие холлы призваны были поддерживать ощущение простора и монументальности. Многофигурную горельефную композицию на тему «Советское массовое искусство» на главном фасаде кинотеатра выполнил скульптор Игорь Крестовский. Рассматривать это произведение можно долго: вот художники и скульпторы рисуют танцующих балерин, за ними – музыканты, рядом детское пение и пляски под балалайку. Нашлось на горельефе место и новым профессиям фотографа и кинооператора.
Писательница Августа Сараева-Бондарь в своей книге «Силуэты времени» вспоминала, что Крестовский не использовал в работе ни одной вымышленной фигуры – только реальных людей: «Так, фигура женщины-скульптора навеяна обликом Янсон-Манизер, к живописному станку подвела колоритная фигура Самохвалова, балетный сюжет продиктован тремя прелестными Аврорами из «Спящей красавицы» - Улановой, Вечесловой и Дудинской. Прекрасному голосу Преображенской посвящена композиция «У рояля». Перед зрителями как бы открывается галерея довоенных представителей ленинградского искусства... И завершают эту скульптурную повесть, кинооператор с камерой и человек с фотоаппаратом в руках. Только последнему я придал конкретные портретные черты. Это Владимир Владимирович Стрекалов-Оболенский. Работая над барельефом, я почти ежедневно встречался с ним».
Из облицованного зеленоватым мрамором вестибюля посетители по парадной лестнице поднимались в фойе второго этажа. Отсюда три двери вели в зрительные залы по 400 мест с удобными креслами и широкими проходами. Неудивительно, что к походу в кино ленинградцы готовились не менее тщательно, чем в музей – обстановка обязывала к нарядности и торжественности.
Руины «Москвы»
Кинотеатр «Москва» в 1967 году решением Ленгорисполкома был взят под государственную охрану как один из лучших образцов архитектурных сооружений советского времени.
К сожалению, суровые 90-е не пощадили это здание. Некоторое время его арендовала коммерческая фирма и мебельный магазин, в 2006 году кинотеатр сильно пострадал от пожара, окончательно опустел, был заколочен и забыт. В феврале 2008 года здание кинотеатра «Москва» было продано на открытых торгах Фондом имущества Санкт-Петербурга местному бизнесмену, который обязался восстановить интерьеры и фасад здания. Позже его собирались реконструировать под концертный зал с рестораном, но проект так и остался нереализован. В 2015 году появилась информация, что в здании когда-нибудь откроют культурный центр. С тех пор – тишина.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.
Смотрите также:
- Музейный гений. Как архитектор баварского короля проектировал Новый Эрмитаж →
- Чиновники против императора. Почему затягивается возрождение Летнего дворца →
- «Всевидящее Око» на Неве. Путешествие по масонским местам Петербурга →