Явление Мессии. Самой известной картине Александра Иванова – 160 лет

В июне 1858 года в столице российской империи произошло выдающееся культурное событие. В одном из залов Академии художеств было выставлено полотно, которое и сейчас, спустя почти два века, остаётся одной из самых грандиозных живописных работ - «Явление Христа народу» Александра Иванова. Для того чтобы гигантскую картину доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности, Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала немалые деньги - весь высший свет был наслышан о грандиозном замысле Иванова и мечтал посмотреть на его воплощение. 

   
   

«Затмение Христа народом»?

Впрочем, отреагировала публика по-разному. Восторженные отклики («самой гениальной, самой народной русской картиной» назвал её Илья Репин) соседствовали с удивлёнными и недоумевающими, а порой и язвительными. Так, русский религиозный философ Василий Розанов посоветовал назвать работу не «Явление Христа народу», а «затмением Христа народом».

В большинстве источников указано, что художник потратил на работу над полотном 20 лет жизни - с 1837-го по 1857-й. Однако на самом деле на осуществление замысла у Иванова ушло 26 лет! Впервые идея написать сюжет, в котором он мечтал отразить «смысл всего Евангелие», пришла к нему намного раньше.

«Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелие, на Евангелие от Иоанна. Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелие. Увидел, что Иоанну было поручено Богом приготовить народ к принятию Учения мессии. А, наконец, и лично его представить народу. Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», - писал мастер.

С этого момента художник фактически обозначил себе дело всей своей жизни - пройдёт много лет мучительных поисков, прежде чем Иванов решится представить свою работу публике.

Фото: Commons.wikimedia.org

Роковое решение

От масштабного замысла Иванова отговаривали многие, в том числе и его отец - художник, представитель старой школы, профессор Академии художеств. «Сущность всего Евангелие - предмет довольно важный, но как ты оный изобразишь?», - вопрошал он сына в письмах.

Тем не менее Александр Андреевич взялся за «неудобоисполнимую» идею. За время работы над «Явлением» он создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей, которые нашли своё отражение в финальной картине. Всё это время его бранили те, кто не видел полотна, за лень. «Восемь лет сидел над картиной, и до сих пор картине нет конца!» - говорили злопыхатели. Иванов не обращал на них никакого внимания, он стремился к совершенству.

   
   

«Беспрестанно сравнивая себя со всем, что Рим и Италия имеет классического и высокого, я всегда остаюсь в каком-то заботливом недовольстве. Иногда в отчаянии, хотя и отдыхаю на одобрениях именитых художников живущих. Нет черты, которая бы не стоила мне строгой обдуманности. Для окончания такого труда, я смею уверить, что нужно больше времени, чем предполагают высокие мои покровители», - писал он.

Порой только поиск натурщика для той или иной фигуры на картине занимал у него годы.

Однако даже спустя 26 лет напряжённой работы Иванов считал её так и незавершённой. В начале 1858 года, накануне отъезда в Петербург, в письме Президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне он констатировал: «…в настоящем виде своём картина моя быть может не лишена некоторых достоинств. В ней я старался подойти сколь возможно ближе к лучшим образцам итальянской школы и вместе с тем составить что-то своё, в чём быть может и успел», но всё же: «Картина не вполне окончена, с сокрушённым сердцем отрываюсь я от любимого труда; зрение ослабевает в утомительной работе, окончательно решает против меня задачу».

Решение о переезде в Петербург стало для художника роковым. Спустя всего полтора месяца после выставки, в июле того же года, Александр Иванов скончался (предположительно - от холеры). Его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

После смерти мастера «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. рублей - доход художника средней руки за несколько лет. Сейчас шедевр хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер одной картины?

Долгие годы Александр Иванов упрямо и последовательно считался автором одной картины.

Заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея Григорий Голдовский: 

- На самом деле масштабы художественной деятельности творца «Явления Христа народу» способны поразить воображение. Если верить подсчётам академика исторической живописи Михаила Боткина, для устройства выставки в Петербург в 1858 году Иванов привез 410 работ масляными красками и около 200 рисунков и акварелей! Кроме того, в Риме, в распоряжении его брата Сергея Иванова осталось 317 живописных этюдов и 330 графических листов.

В «иванововедении» непочатый край работы! Достаточно напомнить, что по сию пору полностью не опубликованы и не прокомментированы альбомы с «библейскими эскизами».

Полная выставка Александра Иванова - вещь неосуществимая. Нет такого музея или выставочного зала, вряд ли найдётся и такой куратор, который взялся бы за эту титаническую задачу. Как сказал Иван Крамской, «ни один художник не сделал для русского искусства больше его!».

Заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея Григорий Голдовский

Интересные факты о картине

  • Иисус Христос изображён на полотне в академической манере. Но Александр Иванов не прислушался к советам отца и не стал изображать Спасителя с нимбом и голубкой. А вот Иоанна Крестителя художник наделил чертами Зевса Отриколийского, списанного с античного бюста. В то же время в нём есть и черты женского лица с одного из этюдов «Женская голова в повороте Иоанна Крестителя», написанного к картине.
  • Иванов так и не доехал до Палестины. Весь пейзаж, изображённый на полотне, - это итальянские сады, пригороды, равнины, горы.
  • Некоторые исследователи считают, что одну из фигур на полотне Иванов писал со своего друга Николая Гоголя. С этим не согласна доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Светлана Степанова: "Ни в одной из записей художника не упоминается присутствие Гоголя на картине. То, что на ней изображён не Николай Васильевич, свидетельствует и следующий факт: художник и писатель познакомились осенью 1838 года, а фигура человека в бурой хламиде появляется во всех эскизах Иванова начиная с 1836-го. Кроме того, в одном из писем мастера есть заметка: «На дальнем плане два мытаря. Один, занятый горьким раскаянием, ничего не слышит. Другой оглянулся на голос Иоанна». Странно предполагать, что Гоголя, который по сути был для Иванова духовным наставником, он изобразил в образе антогониста Христа, мытаря, сокрушённого своими грехами".
  • Во время создания картины Иванов негласно соперничал с двумя другими выдающимися живописцами Карлом Брюлловым и Фёдором Бруни, создававшими в это же время картины «Последний день Помпеи» и «Медный змий». «Мирный предмет мой станет выше изображения пожара и язвы», - противопоставлял свою работу художник.
  • Полотно считается одним из самых масштабных в мире - его высота составляют 5,4 метра, ширина - 7,5 метра. По размаху оно превосходит «Девятый вал» Айвазовского (2,21 на 3,32 м) и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м).

Смотрите также: