aif.ru counter

Гений портрета. 5 шедевров Валентина Серова из коллекции Русского музея

Сегодня, 19 января, исполняется 150 лет со дня рождения художника Валентина Серова. SPB.AIF.RU вспоминает истории создания пяти самых известных картин мастера и рассказывает о его творческом пути.

Автопортрет Валентина Серова.
Автопортрет Валентина Серова. © / Public Domain

150 лет назад 19 января в Петербурге родился Валентин Серов, художник, чье имя знакомо сегодня каждому школьнику. За свою короткую жизнь – он прожил всего 46 лет – Серов успел создать несколько сотен блестящих портретов и стать одним из самых ярких представителей товарищества передвижников. SPB.AIF.RU рассказывает об истории создания пяти известных полотен, которые сегодня можно увидеть в залах Русского музея.

Ученик Репина

Валентин Серов появился на свет в Петербурге в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман, из крещеной еврейской семьи). Уже в гимназии в нем проявилась сильная тяга к изобразительному искусству, поэтому в 13 лет он начал брать уроки живописи и рисунка у Ильи Репина. Первые серьезные карандашные портреты он сделал в Абрамцеве, где вместе с Репиным гостил у известного мецената Саввы Мамонтова.

В 1880 году Серова приняли в Императорскую Академию Художеств, где его наставником стал Павел Чистяков, автор полотна «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». В академии Серов проучился лишь четыре года, параллельно продолжая заниматься у Репина. В середине 1880-х он предпочел обучению вольную работу и сосредоточился на портретной живописи. Свободомыслие Серова совпало с идеями передвижников, сплотившихся еще в 1870 году, и в 1894 году его приняли в товарищество.

«Ученики спорили, жанристы говорили: «важно, что писать», а мы отвечали – «нет, важно, как написать», - вспоминал однокашник Серова по Московскому училищу живописи Константин Коровин. - Серов с самого начала оказался на стороне «как написать». «Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?» - спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. «Не признаю, - ответил Серов, - я признаю картины, художественно написанные».

Впрочем, с некоторыми передвижниками Серов серьезно расходился во взглядах – вспоминали, как один из основателей Товарищества передвижников Илларион Прянишников, глядя на выставке на «Девушку, освещенную солнцем», ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис!» Позже эту картину купили для Третьяковской галереи, и в 1911 году Серов стоял перед ней и признавался Игорю Грабарю: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

С 1897 года Валентин Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Кузьма Петров-Водкин, Константин Юон и другие прославленные художники.

После персиков

Первый серьезный успех пришел к художнику, когда ему было всего 22 года – написав в Абрамцево портрет 12-летней дочери Саввы Мамонтова Веры, он в 1888 году был награжден за эту картину премией Московского общества любителей художеств. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее и известна всему миру под названием «Девочка с персиками».

«Девушка, освещенная солнцем» была написана всего год спустя. За следующие 20 лет художник написал сотни картин, которые хранятся сегодня в разных музеях России и зарубежья.

«Общепризнанными основными чертами характера Валентина Александровича как в жизни, так и в искусстве были правдивость и простота. Он очень не любил ничего кричащего. В своих работах он стремился быть как можно ближе к природе, - писал друг художника Владимир фон Дервиз. - Для своих работ он делал массу набросков, даже и в тех случаях, когда другой опытный художник рисовал бы по памяти. Так, для своих рисунков к басням Крылова он изучал обстановку для каждой басни и делал бесконечное количество набросков с натуры».

Основная часть сохранившихся работ художника осталась после его смерти в Третьяковской галерее. Сегодня в Петербурге хранится немалая часть наследия Серова – только фонды Русского музея насчитывают 359 его произведений. SPB.AIF.RU рассказывает о пяти самых примечательных из них.   

Пять шедевров в Петербурге

Портрет Иды Рубинштейн

1910. Холст, темпера, уголь. 147 x 233

Фото: Русский музей

Портрет поступил в Русский музей в 1911 году от автора. Эскиз портрета хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Ида Львовна Рубинштейн, ученица Михаила Фокина, была танцовщицей и драматической артисткой, участвовала в двух первых Русских балетных Сезонах в Париже и прославилась ролью Шахерезады в одноименном балете на музыку Римского-Корсакова.

Портрет, написанный мастером за год до смерти, принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Однако современники оценили его не сразу: в Академии художеств полотно вызвало волну гневной критики, а учитель Серова Илья Репин назвал изображение танцовщицы «гальванизированным трупом». Другие критики назвали работу «скверным подражанием Матиссу», однако вопреки всеобщему негодованию, портрет был приобретен Музеем Александра III.

Сам Серов работой был крайне доволен: «Монументальность есть в каждом ее движении - просто оживший архаический барельеф». Контрастные приемы модерна, по его мнению, должны были подчеркнуть образ «раненой львицы».

Писать портрет Серов решился после сотрудничества с антрепренером Сергеем Дягилевым, организатором Русских сезонов в Париже. Рубинштейн блистала в балетах, и художник «увидел в ней Египет и Ассирию», заворожившие его. Зеленая шаль, опутывающая ноги обнаженной модели – отсылка к силуэту змеи и предсмертному часу Клеопатры.

Петр I на псовой охоте

1902. Бумага на картоне, темпера. 29 x 50

Фото: Русский музей

В своем творчестве рисунку Серов уделял едва ли меньше внимания, чем живописи. Некоторые из его графических работ признаны настоящими шедеврами. Темпера «Петр I на псовой охоте» была создана в качестве иллюстрации к четырехтомнику «Царская и императорская охота. Конец XVII и XVIII в.», который издавался в 1896-1911 годах. В Русский музей рисунок был передан Николаем II. Полное название картины «Царь Петр I с князем Ромодановским, Лефортом, Иваном Бутурлиным и Зотовым под с. Коломенским на псовой охоте, устроенной боярами».

В этой работе эксперты отмечают мастерски воссозданный колорит старой охоты, в центре внимания – взаимоотношение двух поколений русских людей: старой, родовитой, неотвратимо остающейся в «прошлом» боярской аристократии и новой, безродной, жизненно активной, уверовавшей в Петра.

Эпизод ярко характеризует и самого Петра – здесь он решил потешиться над боярами и велел удалить с охоты псарей и велел боярам справляться самим. Разумеется, кончилось все полной неразберихой, а юный царь смеялся: «Аще светлая слава есть в оружии, то почто же мя ко псовой охоте от дел царских отвлекаете и от славы к бессилию приводите? Аз царь есмь и подобает ми быти воину, а охота оная прилежит псарям и холопам»
В то же время, Серов хотел показать императора настоящим и жаловался Грабарю: «Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту слащавости, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека».

Похищение Европы

1910. Картон, темпера, уголь. 40 х 52

Фото: Public Domain

В Русском музее после Октябрьской революции оказался эскиз-вариант легендарной картины, ранее хранившийся в собрании вдовы Валентина Серова. В конце жизни Серов одновременно работал над двумя блоками тем: над эскизами об эпохе Петра I и античными идиллиями. При этом его очень привлекал вошедший в моду стиль модерн с его резкими линиями и контрастными цветами.

Идея написать «Похищение Европы» посетила художника во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, после посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры.

Сюжет картины взят из древнегреческой мифологии. По легенде, дочь финикийского царя Европа полюбилась Зевсу. Бог явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки играли вокруг него и украшали его рога гирляндами, а когда Европа присела ему на спину, он бросился в море и унес ее на остров Крит, где она стала ему женой.

Занятно, что в мифологии бык белый с золотыми рогами, а у Серова – коричневый, «земной» бык. Мастер написал несколько вариантов этой картины и даже создал по ее мотивам небольшую статуэтку, хотя скульптурой особо не увлекался.

Портрет княгини Ольги Орловой

1911. Холст, масло. 237,5 x 160

Фото: Русский музей

Полотно, наверняка обращавшее на себя внимание каждого, кто бывал в Русском музее, написано в последний год жизни Валентина Серова.

Это портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской. Чета Орловых передала картину Русскому музею сразу после смерти Серова. Злые языки говорили, что известная своим неординарным поведением княгиня попросту не оценила того, какой шедевр создал автор ее портрета. И правда, Ольга Константиновна вскоре заказала новый портрет другому, модному художнику.

Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Поза подчеркнуто картинна, собольи меха и драгоценности в сочетании с выражением лица говорят о респектабельности и высокомерии. Неудивительно, что во время работы над портретом отношения между исполнителем и заказчицей сложились прохладные – Серов даже обмолвился, что для него весь интерес портрета заключен в модной шляпе, только что доставленной из Парижа.

Дети

1899. Холст, масло. 71 x 54

Фото: Public Domain

В конце XIX века Серов обратился к весьма сложному жанру – детскому портрету. Одна из самых известных его «детских» картин в собрании Русского музея изображает сыновей художника — семилетнего Сашу и пятилетнего Юру — на террасе дачного дома в поселке Ино на берегу Финского залива.

Стиль кажется слегка небрежным, но в нем заложены живые порывистые движения, непосредственность мальчиков и в то же время - серьезность их переживания, созвучного состоянию природы. Позже, в 1900 году появится известная лиричная акварель «Дети Боткины». А в 1901 году написан портрет Мики Морозова, в будущем – известного шекспироведа Михаила Михайловича Морозова. 




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?